Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Восстановление речи после инсульта

В результате острого нарушения мозгового кровообращения могут страдать разные структуры мозга, в том числе и речевой центр.

Расстройство артикуляции – частое нарушение при инсульте, нередко именно оно становится первым признаком, позволяющим заподозрить произошедший инсульт.

Нарушение речи может быть обратимым, но может оказаться в числе долговременных последствий инсульта. Во многих случаях оно поддается коррекции при помощи специальных упражнений.

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Состояние, при котором больной после инсульта не может нормально разговаривать, называется афазией.

Она возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

При этом стоит понимать, что от степени поражения зависит, сможет ли человек снова нормально общаться и произносить слова без затруднений.

Расстройства речи той или иной степени выраженности – одно из наиболее частых последствий инсульта

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

В зависимости от глубины повреждения речевых способностей выделяют следующие формы афазии:

  • тотальная (полная) – речь полностью отсутствует, больной может находиться в сумеречном состоянии сознания, не узнавать близких. Это наиболее сложная форма для проведения терапии и возвращения речи;
  • сенсорная – связана с нарушением центра Вернике, отвечающего за распознавание речи. Больной слышит родной язык как совершенно новый, не в силах понять того, что ему говорят;
  • моторная – нарушения ограничены областью мимических мышц лица, из-за чего отсутствует четкая дикция у взрослых, которые раннее говорили внятно. При этом больной все понимает и пытается отвечать, но не может. Он способен полностью осознавать смыслы и воспроизводить простейшие звуки;
  • амнестическая – повреждается память человека о словах, он не может назвать окружающие предметы;
  • семантическая – больной способен произносить лишь короткие, простые предложения. Он испытывает проблемы с понимаем сложных речевых конструкций, длинных предложений.

Вид афазии имеет значение для разработки тактики и стратегии занятий по восстановлению речи после инсульта, поскольку каждый из них требует отдельной программы. Что делать, если наблюдаются вышеперечисленные симптомы?

В большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

В первое время после произошедшего инсульта основное внимание сосредоточено на нивелировании органических повреждений и сохранении жизненно важных функций. Реабилитацию речи обычно начинают спустя неделю после произошедшего, т. е.

после того, как речь отнялась, при условии, что состояние пациента позволяет, т. е. достаточно стабилизировано. Если это невозможно, то занятия по восстановлению речи должны быть начаты не позднее, чем через два месяца после произошедшего.

После этого периода нервная система будет восстанавливаться намного хуже.

Индивидуальную программу занятий составляет логопед, и первое время он контролирует выполнение упражнений. На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

В этом случае логопед время от времени обследует пациента, контролируя ход восстановления и при необходимости корректируя программу.

Чтобы логопедические занятия обеспечили результат, потребуется точно придерживаться рекомендаций, заниматься упорно в течение длительного времени.

Сначала логопед проводит обследование пациента, анализирует его реакцию на тихую и громкую речь, жесты, оценивает способность понимать и запоминать.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Методики логопедической работы основаны на вовлечении разных структур мозга в речевой процесс. Применяются следующие упражнения для восстановления речи после инсульта:

  1. Фонетические – направлены на восстановление иннервации, контроля мимических мышц лица (особенно губ, языка). Больному предлагается повторить за врачом определенный звук, принадлежащий к одной из категорий – губной, шипящей и т. д. Это начальное упражнение также служит диагностикой формы потери речи. Применяются как отдельные звуки, так и целые скороговорки для развития речи – вначале они могут показаться слишком сложными, однако даже неудачные, но регулярные попытки их произнести приводят к позитивной динамике.
  2. Семантические – пациент должен включать активное мышление и находить новые смыслы в предложенных ситуациях, например, продолжить предложение, ассоциативный ряд. Больному может быть предложено вступить в диалог с врачом на какую-то нейтральную тематику.
  3. Наглядные, образные. Для людей с сенсорной афазией применяется метод иллюстраций. Используются иллюстрации из книг, специальных пособий или карточки с картинками. Такие упражнения побуждают находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие. В этой группе относят пение, музыкальные занятия, арт-терапию и т. д.

Во время сеанса логопед (а впоследствии близкий человек, который его заменяет в занятиях) придерживается максимально дружественных к пациенту настроений – он произносит все слова громко и отчетливо, вежливо обращается к больному, проявляет терпение.

Это важно для пациентов, перенесших инсульт, которые часто смущаются своего состояния, чувствуют свою беспомощность, испытывают физические затруднения (например, когда парализовало правую сторону лица или перекосило язык).

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Комфортные взаимоотношения между врачом и пациентом – залог успешного лечения.

На ранних этапах стоит вызывать логопеда на дом – тут для больного создана наиболее благоприятная атмосфера. При дальнейших успехах в восстановлении речи логопедические упражнения можно перенести в кабинет врача.

Если помощь специалиста не была оказана вовремя, то речевой центр вскоре перестает выполнять свои функции, и восстановить речь будет значительно сложнее. Лечением таких больных занимается логопед-афазиолог.

  • Инсульт: 9 интересных фактов о недуге
  • Как улучшить и сохранить память
  • 8 мифов об арт-терапии

Кроме занятий со специалистом больной продолжает упражняться самостоятельно или при помощи близких. Те, в свою очередь, должны много говорить с пострадавшим, воспринимать его терпеливо, быть дружелюбными и понимать, что лишь при длительных упорных занятиях и проявленном упорстве данная патология обратима.

Гимнастику для губ и языка нужно проводить ежедневно

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Упражнения, направленные на разработку губ:

  • максимальное вытягивание губ в трубочку;
  • захватывание одной губой другой, затем наоборот;
  • оттягивание губ пальцами в стороны, вверх и вниз;
  • широкая улыбка, ее чередование с грустным выражением лица, опущенными углами губ.

Упражнения для разработки языка:

  • максимальное высовывание языка из ротовой полости;
  • поочередное касание языком неба, затем ложа под языком;
  • облизывание губ циркулярными движениями, сменяя сторону вращения;
  • закругление языка назад как можно дальше;
  • движения языка по внутренней поверхности щек и губ в разных направлениях.

Больному также рекомендуется читать вслух, начиная с простых предложений, вроде заголовков статей или детских стихов, медленно, стараясь произносить слова внятно и отчетливо.

Длительность занятий вначале небольшая – 3-5 минут, потом ее постепенно увеличивают, доводя до 10-15. Необходимо иметь в виду, что важна не столько длительность одного занятия, сколько их регулярность.

Афазия возникает из-за размыкания связей между нейронами, острым нарушением их питания, сдавливания гематомой нервной ткани, а также из-за любого другого органического повреждения соответствующих структур мозга.

Нормальная циркуляция импульсов в головном мозге возобновляется лишь при наличии постоянных нагрузок, поэтому заниматься следует ежедневно.

Для поддержания активности нервной системы и лучшего усвоения информации могут быть назначены лекарственные препараты, способствующие улучшению мозгового кровотока – так называемые ноотропы. Они усиливают церебральную циркуляцию, ускоряют рост нервных волокон. Медикаментозная терапия способствует восстановлению памяти, стимуляции мышления.

Эффективна и физиотерапия – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, массаж лица и языка.

Помочь могут и народные средства: отвары и настои калины, сосновых шишек, можжевельника, чабреца, подорожника, зверобоя, земляники, шалфея, шиповника, календулы и других растений. Можно собирать растения самостоятельно или в аптеках, отдельные травы или готовые сборы.

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Чай из шалфея – одно из средств, которое может быть эффективным дополнением к медикаментозной терапии при афазии

Комплексная терапия, продолжается до тех пор, пока речь не восстановится в полном объеме, либо до тех пор, когда усиленные занятия перестают приносить результат.

Прогноз

Гарантировать полное восстановление речи после инсульта невозможно. Успех зависит от локализации очага поражения в мозгу, регенераторных способностей организма, условий, в которых находится пациент, его решимости, терпеливости и упорства.

Больные с более тяжелыми формами заболевания, которые сопровождались обширными повреждениями мозговых структур, восстанавливаются дольше, а шансы на их полное выздоровление ниже.

Тем не менее, в большинстве случаев речь удается восстановить, если не полностью, то в достаточном объеме, чтобы человек мог объясняться с окружающими.

Причины проблем с речью после инсульта

Фактических предпосылок удара две, и от них зависит подтип нарушения. Ишемический инсульт развивается при закупорке сосуда тромбом, из-за чего резко ограничивается приток крови к участку мозга. Геморрагический подтип связан с разрывом артерии и излиянием жидкости в черепную полость. Однако эти явления не происходят сами по себе. Их причинами являются:

  • гипертония;
  • атеросклероз;
  • остеохондроз;
  • сахарный диабет;
  • заболевания сердца;
  • повышенная вязкость крови.

Бесспорно, повышают риск вредные привычки и нездоровый образ жизни, включающий неравномерную физическую нагрузку и употребление несбалансированной пищи. Помимо этого, на возможность развития инсульта влияют:

  • наследственность;
  • пол;
  • возраст.

Генетическая предрасположенность значительно повышает риск удара. Статистика утверждает, что болезни подвержены женщины за 80 лет, в то время как наиболее опасный возраст для мужчин — промежуток между 30 и 70 годами.

Лучше, чтобы это был узкопрофильный специалист, хорошо знающий психологические особенности послеинсультных пациентов и профилирующийся на афазиях. Прежде чем приступить к осмотру, врач задаст сопровождающему такие вопросы:

  1. Как давно случился инсульт?
  2. Какого типа он был — ишемический или геморрагический?
  3. Какая доля мозга была затронута?
  4. Какие именно нарушения речи проявляются у пациента?
  5. Способен ли он воспринимать устные и письменные виды информации?
  6. Может ли пациент писать?
  7. Были ли замечены признаки паралича лицевых мышц?

После этого будет проведен общий осмотр. Доктор постарается оценить разговорные возможности пациента и подберет именно те комплексы упражнений, лекарственных препаратов и физиотерапевтических процедур, которые дадут лучший результат.

Этим вопросом задаются все люди, столкнувшиеся с проблемой — на своем опыте или на примере близких. К сожалению, методов, способных восстановить речь за недели или даже месяцы, не существует. Больному человеку приходится буквально осваивать говорение заново, и этот процесс занимает годы, а без должной поддержки может регрессировать. Однако это не повод для отчаяния. Для восстановления речи используют:

  • артикуляционные упражнения;
  • медикаментозное лечение;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебную гимнастику;
  • массаж лицевых мышц.

Если терапия началась своевременно, то шансы обратить процесс утраты речи вспять очень велик. Около трети всех пациентов, ответственно проходящих лечение, восстанавливают разговорные навыки практически до первоначального уровня. Это требует значительных усилий, терпения и постоянной психологической поддержки со стороны близких, и часто бывает непросто. Однако результаты стоят затраченных усилий.

Комплекс, способный улучшить речевые возможности человека, перенесшего инсульт, направлен на стимуляцию каждого отдела головного мозга. Упражнения подбираются индивидуально для каждого случая. Однако существует несколько универсальных приемов, рекомендуемых всем пациентам:

  • «Слоник пьет» — губы складываются в трубочку, через них шумно втягивается воздух.
  • «Индюшки беседуют» — язык быстро дотрагивается до верхней губы, при этом произносится сочетание «бл-бл-бл».
  • «Орешки» — рот закрыт, язык поочередно дотрагивается до щек с внутренней стороны.
  • «Качели» — губы растянуты в улыбке, язык поочередно прикасается к деснам верхней и нижней челюсти с внешней стороны.
  • «Блинчик» — рот широко раскрыт, расслабленный язык максимально низко ложится на нижнюю губу.

На сегодняшний день артикуляционная гимнастика считается наиболее эффективной в борьбе с последствиями заболевания. При условии регулярного выполнения упражнений результат не заставит себя долго ждать.

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Время на протяжении, которого пациент «приходит в себя» после инсульта зависит от своевременности оказания медицинской помощи, локализации кровоизлияния, типа патологии и общего состояния здоровья определенного человека. Чем значительнее данные показатели, тем сложнее определить, восстанавливаются ли речевые функции после перенесенного кризиса.

Примерное время и прогноз на возвращение человека после инсульта к нормальному образу жизни выглядит примерно так:

  1. Ишемический кризис с незначительными неврологическими нарушениями (небольшой паралич лица и конечностей, дисфункции зрения, координации, головокружения). На частичное восстановление потребуется несколько месяцев, полное – до 3-х.
  2. Различные типы инсульта с характерными неврологическими изменениями (сильный паралич лица, конечностей, значительные нарушения координации). Чтобы человек смог частично обслуживать себя потребуется около полугода, на полное излечение иногда уходят года.
  3. Тяжелые геморрагические и ишемические кризисы со стойким неврологическим нарушением (инвалидность за счет поражения одной из конечностей и другие серьезные дефекты). Частичное лечение с возможностью сидеть самостоятельно – до 2-х лет, полноценное восстановление – невозможно.

Чем тяжелее кризис, тем сложнее ответить, как восстановить речь после геморрагического инсульта. При ишемическом кризисе человек приходит в себя значительно быстрее. На фоне серьезного неврологического нарушения при любом инсульте у пациента не всегда имеется возможность на полное излечение.

При ишемическом кризисе человек восстанавливается быстрее, чем при геморрагическом

По мнению специалистов, первые 6 месяцев после кризиса считаются более плодотворными в восстановлении речевых функций. Но это не означает, что в это время способность говорить вернется без помощи врачей, усилий со стороны больного.

Как восстановить речь после инсульта:

  • систематические занятия с логопедом по специальной схеме, позволяющей быстро вернуть потерянные навыки;
  • выполнение упражнений в домашних условиях, которые подбирает специалист;
  • определение типа афазии на основании комплексной диагностики.

Для достижения максимально быстрого эффекта следует, чтобы первое время логопед занимался с человеком, перенесшим инсульт в присутствии его родных, это даст возможность родственникам запомнить необходимые упражнения.

При уменьшении тяжести симптоматики афазии и «обнадеживающей» динамики, можно уменьшать количество общений с логопедом. Специалиста можно приглашать на дом – 1 раз в несколько недель для коррекции, наблюдения за ходом лечения. Логопедические упражнения должны осуществляться каждый день.

Чтобы быстро вернуть потерянную после геморрагического или ишемического инсульта речь недостаточно обеспечить пациенту только занятия с доктором. Вернуться к полноценному образу жизни возможно только при условии медикаментозной терапии, предполагающей употребление препаратов, способствующих восстановлению кровообращения травмированных участков головного мозга.

Логопедические упражнения должны сочетаться с техникой специального массажа шейного отдела позвоночного столба, с мощной электростимуляцией и физиотерапевтическим воздействием.

  • Несмотря на то, что для каждого типа афазии предусмотрены свои упражнения для восстановления нормальной речи после инсульта, следует помнить, что все нарушения носят смешанный характер и требуют системного особого подхода.
  • Комплекс специальных занятий поможет не только вернуть утраченные навыки, но и улучшить здоровому человеку свои ораторские способности, дикцию.
  • На тренировках рекомендуется придерживаться рекомендаций логопеда, которые включают:
  1. Вытянуть губные складки в трубочку, держать 3-5 секунд, затем повторить (до 10 подходов).
  2. Нижней часть челюсти схватить верх губы, удерживать 2-3 секунды, отпустить (5-10 раз).
  3. Аналогично предшествующему упражнению, только наоборот – верхней губой зажать нижнюю часть.
  4. Приоткрыть рот, вытянуть шею вперед, высунуть язык (насколько это возможно), задержаться на несколько секунд (5-10 повторов).
  5. По очереди облизываем верхнюю и нижнюю губную складку, слева на права, затем, наоборот (до 10 подходов).
  6. Изобразить языком трубочку.
  7. Облизывать по кругу губные складки.
  8. Закрыть рот и языком дотянутся к нижнему небу.
  9. Цокать языком, как лошадь во время бега.
  10. Закрыть рот, зубы разомкнуть, круговыми движениями водить языком между губными складками и зубами.
  11. Попытаться улыбнуться, показав при этом все зубы, затем повторить движение с сомкнутой челюстью.
  12. Прошипеть, словно змея, выдвинув язык из полости рта.
  13. Послать поцелуй, громко причмокивая.
  14. Языком дотянуться до подбородка, после кончика носа.

Логопедические упражнения после инсульта

Упражнения при афазии можно выполнять в различной последовательности по 2-3 раза/сутки, сочетая их с другими занятиями по восстановлению речевых функций. Логически завершать фразы за помощником, разучивать скороговорки, стихи, считалки, песни, слушать любимые музыкальные произведения.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Главная опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Если после нарушения церебрального кровообращения пропала речь, необходимо выяснить причину возникновения расстройства. При потере способности к разговорной речи на фоне кровоизлияния в головной мозг или ишемии наблюдается повреждение центра речи в подкорке больших полушарий. Он локализован в левом мозговом полушарии у людей, свободно владеющих правой рукой. У левшей наоборот. В некоторых случаях потеря речи происходит из-за повреждения височной, теменной, лобной доли или мозжечка.

При поражении лобной или теменной области у больного возникает моторная афазия. Пациент не способен строить сложные речевые конструкции. В редких случаях прогрессирует паралич голосовых связок, языка, глотки и губ. Восстанавливается речь медленно. В результате изменяется тембр голоса, слова произносятся с трудом, особенно согласные буквы.

Различают 3 основных вида патологии при нарушениях речи после перенесенного инсульта: дизартрия, афазия и диспраксия. В некоторых случаях развиваются сразу несколько видов расстройств.

Афазия

Из последствий инсульта афазия относится к наиболее распространенному виду речевых расстройств. При развитии патологии пациент теряет способность к восприятию смысла сказанного окружающими людьми, забывает как читать и писать. При этом не происходит ухудшение когнитивных функций.

Восстанавливается ли речь после инсульта

Комплексная терапия требует не только правильно составленного лечения, но и активного участия больного. От мотивации и деятельности пациента зависит 50% времени реабилитации. К методам восстановления афазии и других расстройств относятся:

  • прием медикаментов;
  • терапия стволовыми клетками;
  • помощь логопеда;
  • занятия в домашних условиях;
  • работа с психологом для предупреждения депрессии.

После инсульта восстановление речи занимает большое количество времени и является трудоемким процессом.

Полезные упражнения

Логопед

Для эффективного восстановления речевой функции больной должен заниматься логопедическими упражнениями после инсульта в домашних условиях. Это обусловлено тем, что в 85-90% случаев люди страдают сенсорно-моторной афазией. Поэтому нужно интенсивно заниматься во время реабилитации не только со специалистом, но и делать упражнения дома.

Уделите время для прохождения онлайн тестов:

К наиболее эффективным занятиям относятся следующие приемы:

  1. Нужно 4-5 раз провести языком по поверхности верхней и нижней губы по часовой и против часовой стрелки.
  2. Нижней губой необходимо захватить как можно больше пространства верхней губы и задержать мышцы в таком положении на 1-2 секунды. По прошествии можно расслабить мимику. Повторять упражнение требуется 5-10 раз. Аналогичное упражнение требуется повторить с верхней губой.
  3. Завернув язык вверх, нужно дотронуться им до твердого, а затем до мягкого неба. При этом рот должен быть закрыт.
  4. Голову и шею требуется вытянуть вперед. Из открытого рта нужно максимально выдвинуть язык и задержаться в таком положении на 2-3 секунды. Необходимо повторять занятие 5-10 раз.
  5. В течение дня допускается щелкать языком неограниченное количество раз. Звук должен напоминать цоканье копыт.
  6. Скрученный трубочкой язык нужно попытаться высунуть из полости рта.
  7. 5-10 раз нужно улыбнуться так, чтобы рот был закрыт, а приоткрытые губы показывали зубной ряд. Затем 4-5 раз улыбка должна быть закрытой — губы сомкнуты, зубы не видны.
  8. Требуется высунуть язык изо рта и издавать шипящие звуки, похожие на змеиное шипение.
  9. 5-10 раз необходимо сжать губы соломкой и удерживать в такой позиции около 5 секунд.
  10. Нужно сомкнуть губы. При этом между зубами должно сохраняться расстояние в 2 см. Между губами и зубами язык должен совершать круговые движения по и против часовой стрелки.
  11. Следует выполнить воздушный поцелуй. При этом губы необходимо разжимать с громким звуком.
  12. Нужно высунуть язык и стараться дотронуться им до основания носа.

Важно помнить, что упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях предназначены не для однократного выполнения. В процессе 1 процедуры требуется повторить приемы не менее 5-10 раз.

Помощь логопеда

В период реабилитации при полной или частичной потере речевой функции пациент должен проконсультироваться с логопедом. Специалист поможет определить вид расстройства и составит индивидуальный план по восстановлению, основанный на имеющихся нарушениях. При строгом соблюдении инструкций логопеда 25-30% больных с тяжелыми осложнениями начинают говорить к моменту выписки из стационарного учреждения.

Чтобы научиться говорить полноценно, важно продолжать заниматься в период реабилитации и периодически консультироваться в логопедом для корректировки реабилитационного курса. Основные позиции работы, на которые опирается специалист:

  • наблюдение за реакцией пациента на громкие звуки и шепот;
  • постепенное увеличение и усложнение упражнений;
  • на начальных стадиях терапии пациент должен понимать речь и попытаться произносить звуки, на более поздних этапах больной осваивает построение сложных разговорных конструкций — от слов к предложениям и текстам;
  • врач следит не только за правильным выговариванием слов, но и за пониманием значения слов;
  • специалист учитывает интерес пациента к выбранной тематике;
  • больной должен продолжить начатую фразу;
  • музыкальные упражнения: пациент должен подпевать по тексту любимых песен;
  • техника рисования: то, что человек не может выговорить, ему следует нарисовать.

Лекарства назначают только после уточнения диагноза и вида речевого расстройства. Необходимо помнить, что препараты не помогут вернуть речь. Медикаментозная терапия нужна для восстановления кровообращения в ишемизированной области и как метод профилактики тромбообразования:

  1. Для предупреждения тромбов используют разжижающие кровь антикоагулянтные препараты (Гепарин) и тромболитики (Аспирин).
  2. Для улучшения кровоснабжения пораженной области питательными веществами назначают ноотропные лекарства.
  3. Для предупреждения рецидива инсульта показаны нейропротекторы, антидепрессанты и витамины.

Для восстановления кровоснабжения пораженной области используют лечение стволовыми клетками. В ходе терапии улучшается психоэмоциональное состояние пациента: у больного появляется мотивация к выздоровлению, нормализуется способность осознавать и выговаривать сложные словесные конструкции. Клеточная терапия особенно эффективна в первые дни после поражения. Процедуру проводят за 2 курса, между которыми сохраняется временной интервал в 2-3 месяца.

Лечение афазии после инсульта ориентировано на восстановление сосудов: нормализуется кровоснабжение и работа гладкой мышечной мускулатуры эндотелия, исчезают атеросклеротические бляшки и тромбы. Наблюдается повышение эластичности сосудов, восстанавливается естественная толщина стенок и их проницаемость. В местах разрыва строятся новые церебральные сосуды.

После проведения 2 курсов проводят главную процедуру, в ходе которой обновляются пораженные клетки головного мозга. Используется биоматериал из спинного мозга самого пациента. Стволовые клетки выращивают в лаборатории до необходимого объема и вводят в вену за 2 процедуры.

К хирургической операции прибегают в редких случаях, когда другие методики неэффективны и не улучшают состояние больного. Проведение оперативного вмешательства возможно только при перенесенном ишемическом инсульте. Для восстановления речевого аппарата проводят нейрохирургическую операцию, которая заключается в формировании экстра-интракраниального микроанастомоза.

В результате восстанавливается процесс кровоснабжения области, отвечающей за речь. Поэтому при речевых нарушениях может наступать улучшение. Выраженного эффекта не наблюдается у 75% больных, поэтому риск в ходе операции превышает ее пользу.

Сроки реабилитации речевой функции зависят от площади поражения соответствующей области головного мозга. Чем сильнее была ишемия, тем хуже процесс восстановления. Поэтому речь после инсульта у одних пациентов может восстановиться в течение нескольких недель или месяцев, тогда как у других реабилитация занимает годы. Кроме того, возможно пожизненное затруднение при разговоре.

Наиболее интенсивное восстановление длится в течение первого года, после чего регенерация нейронных связей замедляется, и идет адаптация к имеющимся дефектам.

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.

Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.

Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий.

Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.

После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.

Реабилитация больных с нарушениями речи после инсульта

Неожиданная потеря способности общаться очень тяжело переносится больными. Часто их сознание остается ясным, они хорошо понимают обращенную к ним речь, могут читать и анализировать тексты. Однако с самостоятельным речевым оформлением возникают сложности. Этот процесс называется афазией. Его характерной особенностью является нарушенная функция говорения, которая уже была сформирована ранее. Симптомы этого состояния проявляются в нескольких видах расстройств. Основные из них — это:

  • моторная — абсолютная утрата функции говорения;
  • акустико-гностическая — нарушаются способности анализировать речь и воспроизводить слова в привычной синтаксической последовательности;
  • афферентно-моторная — ухудшается работа артикуляционного аппарата, губы и язык перестают «слушаться»;
  • амнестико-семантическая — больной забывает элементарные слова, не может подобрать эквиваленты окружающим предметам и явлениям;
  • динамическая — человеку сложно сформировать в сознании необходимую речевую конструкцию.

За каждую из функций отвечают разные отделы коры головного мозга. Крайне редко при инсульте наблюдается ситуация, когда речевая способность не была бы затронута вовсе. Наибольшее количество сбоев происходит при поражении левой стороны мозга.

Инсульт представляет собой острое нарушение кровотока в головном мозге. В зависимости от области поражения страдают разные отделы мозга, в том числе отвечающие за речь и мышление.

Афазия – это термин, который обозначает потерю речи и навыков общения и является общим для описания данных последствий после инсульта. Однако это касается только проблем с языком и мышлением. Афазия бывает нескольких видов:

  • сенсорная (афазия Вернике) – нарушение понимания речи из-за неспособности выделять и различать звуки, невнятная и несвязная речь больного;
  • моторная (афазия Брока) – нарушение произнесения слов с сохранением способности произносить отдельные звуки и понимать чужую речь;
  • амнестическая – нарушение памяти, связанное с трудностью называния предметов, основное назначение которых является предельно ясным;
  • смешанная – эффертно-моторная с сенсорной, аффертно-моторная с сенсорной, тотальная (полное разрушение речевого аппарата).

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Трудности с произнесением слов и звуков в связи с ослаблением и парализацией лица, рта, языка и челюсти называют дизартрией. Симптомы заболевания включают невнятную речь, замедленную или, наоборот, слишком быструю скорость речи, нарушение тона и ритма речи, повышенное слюноотделение и сниженная подвижность рта. В зависимости от области поражения выделяют следующие виды дизартрии:

  • бульбарная;псевдобульбарная;мозжечковая;корковая;подкорковая;экстрапирамидная.

Диспраксия

– утрата речи в связи с нарушением движения и координации мышц, которые позволяют произносить звуки. При этом мышцы не оказываются парализованными, а работают в неправильном порядке, что препятствует возможности правильно произносить слова.Данные нарушения речи существенно затрудняют процесс общения и могут повлиять на взаимодействие с семьей, друзьями и близкими. Однако существуют и другие факторы, которые отражаются на коммуникативных навыках после перенесенного инсульта:

  • изменение эмоционального фона и личности;ухудшение работы органов чувств;физическая и психологическая усталость;снижение памяти и концентрации внимания;проблемы с глотанием.

Скорость процесса восстановления напрямую зависит от степени повреждения мозга и области и объема кровоизлияния, если речь идет о геморрагическом инсульте. Также на длительность реабилитационного периода влияют индивидуальные особенности больного, такие как наличие заболеваний, состояние иммунитета, разновидность болезни, влияющей на работу речевого аппарата.

Существуют способы восстановления речи после инсульта, поэтому возможно научиться снова общаться. Необходимо комплексное лечение, которое включает следующие реабилитационные методы:

  • прием медикаментозных препаратов;скороговорки;проговаривание и заучивание словосочетаний, крылатых фраз и небольших стихотворений;магнитотерапия;занятия с логопедом;сеансы психотерапии;музыкотерапия;занятия с логопедом;дыхательная гимнастика;иглотерапия;массаж лица и языка;рефлексотерапия;миостимуляция мышц.

Одной из составляющих терапии является медикаментозное лечение. Препараты подбирает лечащий врач после предварительного осмотра и обследования.

Группы препаратов

Восстановление речи после инсульта: упражнения, в домашних условиях, нарушение, афазия, потеря, что делать, через какое время, как научить говорить

Назначениеантидепрессантыборьба с депрессией и стрессамиседативные препаратыуспокоение, снятие эмоционального напряжения, облегчение наступления естественного снанейропротекторы

сохранение строения и функций нейроновантикоагулянтыпрепятствование тромбообразованию, разжижение кровиноотропыулучшение запоминания и восприятия информации, ускорение навыков мышления

Фитотерапия является дополнением в основной терапии при инсульте.

Лечебные травы оказывают общеоздоравливающее действие на организм, успокаивают, снимают нервное и эмоциональное напряжение и обладают другими эффектами, необходимыми для восстановления речи.

шалфей;алоэ;чистотел;арника;полынь;лофант;подорожник;боярышник;зверобой;пустырник;земляника;шиповник;тысячелистник;еловые шишки;серый желтушник;укропные семена;скорлупа кедрового ореха;календула;василек;зоря лекарственная;чернокорень;донник;корень синюхи;мята;первоцвет;чернобыльник.

В зависимости от причины проблем с речью подбираются определенные виды массажей. Массаж языка назначают, если снизилась его подвижность и пропала чувствительность во рту. Так как язык участвует в артикуляции, необходимо восстановить его функции.

Подбор действий, направленных на повышение чувствительность органа ротовой полости, рекомендуется доверить логопеду, который также назначит дополнительные методы восстановления.Массаж лица помогает справиться с ослаблением мышц и параличом.

Следует обратиться к квалифицированному специалисту, чтобы получить максимальный эффект от процедуры, а именно улучшение кровообращения, устранение усталости, стресса и напряжения, повышение тонуса мышц.

Стоит учитывать, что боль во время выполнения и после массажа, синяки, круги под глазами, трещины и другие негативные последствия указывают на повреждение строения волокон мышц и нарушение циркуляции крови. В этом случае стоит отказаться от дальнейших сеансов или сменить массажиста, если его компетентность находится под сомнением.

В зависимости от степени тяжести последствий после инсульта возможно частичное или полное восстановление речи с помощью упражнений, однако в некоторых случаях терапия оказывается неэффективной. Как правило, так происходит при серьезных повреждениях отделов, отвечающих за речь и мышление.

В комплекс входят следующие упражнения для восстановления способности общаться:

  • Разминка для губ. Проводить языком по губам сначала в одну, а потом в другую сторону.
  • Разминка для языка. Напрячь язык, прикоснуться его кончиком к верхнему небу, вернуть в исходное положение и расслабить.
  • Улучшение подвижности языка. Высунуть язык. Тянуться кончиком сначала по направлению к носу, а потом к подбородку.
  • Проговаривание гласных звуков. Произносить каждый гласных звук, растягивая его и стараясь правильно артикулировать.
  • Проговаривание шипящих согласных звуков. Произносить каждый шипящий согласный, максимально выдвигая язык вперед.
  • Чтение по слогам. Заниматься по учебникам для детей, в которых слова прописаны крупно и разделены по слогам.
  • Работа с карточками. Называть предметы, изображенные на картинках. Когда больной будет справляться с задачей, можно приступить к описанию составляющих изображения.
  • Пение. Петь вместе с больным его любимые песни.
  • Игра на губной гармошке. Ежедневно играть на гармошке 3-5 минут. По возможности можно обучить больного его любимым мелодиям.
  • Просмотр небольших роликов или фильмов. Смотреть передачи и фильмы и после этого обсуждать. Рекомендуется выбирать жанры, которые интересны больному.

Скороговорки – еще одно упражнение для восстановления речевых навыков. На начальных этапах стоит проговаривать простые предложения, при этом постепенно переходя на более быстрый темп. Когда задача перестанет представлять сложность для больного, можно переходить к более сложным вариантам.

  • Петр Петру пек пироги.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Купила бабуся бусы Марусе.
  • Батон, буханку, баранку пекарь пек спозаранку.
  • Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
  • Хитрую сороку поймала морока. А сорок сорок – сорок морок.
  • Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  • Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Через сколько восстанавливается речь

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

  • Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:
  • Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:
  • Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.
  • Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

  • Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

    1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
    2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
    3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

    Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

    • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
    • Пошла Поля полоть в поле.
    • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
    • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
    • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
    • Вавилу ветрило промоклосквозило.
    • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

    Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

    Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

    Применение народных средств

    В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

    • шишки сосны;
    • калина;
    • чабрец;
    • можжевельник;
    • шиповник;
    • земляника;
    • календула.

    Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

    Помощь логопеда после инсульта

    Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

    • оценка речевых нарушений;
    • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
    • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

    Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

    Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

    Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

    Вспомогательные инструменты

    На сегодняшний день существуют приложения для смартфонов и планшетов, способные помочь людям, чья речь мало понятна или тем, кто не может говорить вовсе.

    Как пример, приложение “Пойми меня”. Интерфейс программы состоит из интуитивно понятных пиктограмм с подписью на русском языке. С их помощью можно формировать понятные короткие предложения. На видео ниже показан принцип работы с приложением.

  • Современные методы терапии позволяют добиться успеха для большинства обратившихся, но если ничего не предпринимать, речь не вернётся малыми усилиями, как это иногда бывает с двигательными функциями.

    Восстановление речевых функций всегда происходит дольше, чем устранение остальных, более осязаемых последствий инсульта. Это связано с тем, что болезнью поражается орган, полностью ответственный за речь — головной мозг. Процесс восстановления может занять от нескольких месяцев до года — здесь имеет значение возраст пациента и тип инсульта.

    Это печальный, но, к сожалению, нормальный для такой тяжёлой болезни тип последствий. Родственникам и другим близким остаётся только предоставить больному необходимый уход и начинать процесс реабилитации. В некоторых случаях даже может понадобится логопед после инсульта — настолько человек теряет свои прежние навыки.

    Основные методы лечения:

    • медикаментозный;
    • физиотерапевтический;
    • психологический.

    Для наиболее эффективного лечения желательно обеспечить больному все методы — это касается как домашней реабилитации, так и нахождения в стационаре.

    После инсульта, когда больной выжил и находится на реабилитации, очень важно определить, каким именно расстройством речи он страдает. От этого будет зависеть курс лечения, а также врачи и родственники смогут понять, насколько сильно повреждён головной мозг.

    Существует три типа речевых расстройств и от каждого эффект будет разным, потому что поражаются разные участки мозга. Борясь с неверным типом расстройства, врачи могут потерять драгоценное время, что значительно усложнит восстановление речи пациента после ишемического инсульта.

    Поделиться:
    Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    Adblock detector