Постановка звуков при дизартрии последовательность

22. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]

Из книги Архиповой Е.Ф.

«Коррекционнологопедическая работа при

https://www.youtube.com/watch?v=LimUj2yVh2U

дизартрии»

2008

Последовательность постановки звуков определяется

индивидуальным

Постановка звуков при дизартрии последовательность

подходом,

зависимости

подготовленности артикуляционных укладов: дорсальной,

какуминальной, альвеолярной.

Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и

I этап. Отрабатываются звуки: а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л

автоматизируются.

этом

этапе

планируют

дифференциацию: п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы.

этап.

Дифференцируют: с-з, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-ть.

Уточняют гласные звуки желательно

э, а, и, ы, о, у.

Добиваются чётких артикуляций.

Согласные звуки начинают отрабатывать с мягких

м`-м, н`-н, j, л`-л, р`-р.

После сонорных звуков уточняют или заново

п`-п, б`-б, т`-т, д`-д, к`-к, г`-г.

Затем уточняют щелевые звуки : ф`-ф, в`-в.

Переднеязычные звуки значительно чаще

искажаются при дизартрии. Рекомендуется следующий

с`-с, з`-з, ш-ж, х`-х, щ, ч, ц.

Э, А, И, Ы, О, У

Соноры

[М`-М] [Н`-Н] [ j ]

[Л`-Л]

[Р`-Р]

Смычно-взрывные [П`-П] [Б`-Б] [Т`-Т] [Д`-Д] [К`-К] [Г`-К]

Щелевые [Ф`-Ф] [В`-В]

Переднеязычные [C`-C] [З`-З] [Ш-Ж] [Х`-Х] [Щ] [Ч] [Ц]

а) Различение на слух звуков «С-З» в словах близких по звуковому составу, в

слогах, среди фонем (см. Развитие фонематического слуха)

б) Тактильно-вибрационные ощущения от работы голосовых связок. Одну руку

(тыльной стороной) ребёнок прикладывает к шее логопеда, другая рука

касается шеи ребёнка, «ССС» – голос спит, «ЗЗЗ» – голос проснулся. Звенит

«Комар».

Выполнить упражнения «Забор» – «Комар». По подражанию произнести

ииииии-ззззззз.

Примечание: при постановке звука «З» ребёнку не называют, а заменяют

названием упражнения «Комар».

а) Просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть

кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом

воздуха толчком. Слышится межзубный твердый «ТС».

Губы растянуты в улыбке, напряжены, упражнение «Забор». На счет до 510 удержать улыбку.

III. Сопоставление и различение на слух звуков «Ц-С», «Ц-Т`» в словах

близких по звуковому составу (свет – цвет), в слогах, среди других фонем.

IV. Упражнение для языка: Выполнить упражнение: «Забор» – «Окно» –

«Мост».

Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык

приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу, язык

касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук,

имитирующий «Т». При произнесении «Т» – кончик языка упирается в

передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи –

контроль- ладонь руки, ощущаются толчки выдыхаемого воздуха.

а) Тактильное ощущение: поднести руку ребенка тыльной

стороной ко рту логопеда, чтобы при быстром произнесении звука «Ц»,

он ощутил удар воздушной струи.

б) Выполнить упражнение: «Забор» – «Окно» – « Мост».

Кончиком языка упереться в нижние передние зубы. Спинка языка

выгнута касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше

соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и

остаются зажатыми в момент вдоха и в момент выдоха, кончик языка

свободен. Вдохнув, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при

одновременном отрывании кончика языка от нижних передних зубов.

Струя воздуха проходит по середине языка, положение зубов не

меняется, губы напряжены и растянуты в улыбке, т.е. положение

«Забор». Слышится короткий звук «Ц» – «Кузнечик».

в) То же, но без зажатия боковых краев языка.

«ТСС», «ТСС», «ТСС», убыстряя темп: ТСС», «ТСС», «Ц».)

б) Из положения «Лопата» прикусить переднюю часть языка

в слоге: «АТ» и подуть, получится «АТ-С=АЦ».

Выполнить упражнение: «Забор» – «Окно» – « Мост».

В положении «Мост» – «Забор» придерживать язык

шпателем, произносить звук «Т» – прикусывая зубами

переднюю часть языка, а затем произносим «С». Сначала

эти звуки произносятся отдельно, а потом слитно.

Примечание: при постановке звука «Ц» ребенку не

называют, а заменяют названием упражнения « Кузнечик».

I. Для развития силы и направления воздушной струи.

а) Упражнения те же, что и для звука «С».

б) Сблизить губы и, вдохнув, равномерно, с силой

выдыхать воздух, через сближенные губы.

в) Кто дальше загонит мяч?

Забор – Окно (зубы обнажены).

Цель: укрепить мышцы языка, выработать подъём языка вверх, растягивать

подъязычную связку.

а) « Наказать непослушный язычок» (пошлёпать губами, покусать зубами).

«Забор» – «Окно» – « Мост» – «Лопата».

«Забор» – «Окно» – « Мост».

«Забор» – «Окно» – « Мост» – «Парус» (рот широко открыт).

«Качели» (рот широко открыт).

«Забор» – «Окно» – « Мост» – «Лопата» – «Лопата копает».

«Вкусное варенье».

Цель: выработать подъём языка вверх. Умение придавать языку форму чашечки

и направлять воздушную струю посередине рта.

б) «Лопата»- высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить.

«Чашечка»- снаружи.

«Чашечка»- в полости рта.

«Фокус».

I. По подражанию: Выполнить последовательно

упражнения «Забор» – «Окно» – « Мост» – «Лопата» «Лопата копает» – «Вкусное варенье».- «Чашечка за

бугорками верхних зубов» – «Тёплый ветер».

а) Произнести с придыханием звук «Т». Постепенно

удлинять выдыхаемую воздушную струю и не ударять в

бугорки зубов, а только поднимать к ним кончик языка.

б) Язык в положение «ковша» вверху за альвеолами плавно произносить звук «С».

а) Из положения «Забор» предложить ребёнку длительно произносить

звук «С» и в это время шпателем, подложенным под передний край языка,

поднять его за верхние резцы, при таком положении вместо «С» звучит «Ш».

б) Из положения «Вкусное варенье» перевести язык за зубы под

альвеолы, подвести под язык шпатель и отталкивать язык назад.

Предложить закрыть рот и подуть «Тёплый ветер» – «сссс», получается звук

«шшш». Чтобы не было утечки воздуха в щеки, подводя руки снизу, большим

и указательным пальцами левой руки прижимаем щеки ребёнка, а правой

рукой подводим шпатель под язык, отодвигая язык назад до четкого звука

«Ш».

а) Из положения « Мост» зондом поднять язык к передней части нёба,

сомкнуть зубы в положение «Забор», выдыхая воздух равномерно,

контролируя струю ладонью руки (теплая струя).

а) Сравни звуки – «Тёплый ветер» «Ш»- голос спит, «Жук» «Ж»- голос

проснулся.

логопед прикладывает тыльной стороной руку ребёнка к своей шее спереди, а

другую к шее ребёнка.

а) Произносить с придыханием звук «Д», постепенно удлинять

выдыхаемую воздушную струю и не ударять в бугорки зубов, а только

приподнимать к ним кончик.

б) Язык вверху в положении «Чашечка», плавно произносить звук «З».

Выполнить упражнение «Комар» – ЗЗЗ. Шпателем поднять язык вверх за

зубы. Самостоятельно поднять язык вверх и выполнить упражнение «Жук».

Примечание: при постановке звук «Ж» не называть, а заменять

названием упражнения «Жук». Для исключения стереотипного (дефектного)

произношения.

а) Язык в верхнем положении, кончик языка упирается в

альвеолы, но не в верхние зубы. Зубы разомкнуть, на расстояние

ширины пальца. Губы открыты и напряжены, вдохнув, с силой

подуть на язык. Язык резко отскакивает от альвеол (имитация

звука «ТЬ»). Включаем тактильный контроль рука ощущает

толчки теплой струи воздуха.

б) Выполнять последовательно упражнения «Забор» – «Окно» –

« Мост» – «Парус». Закрыть рот и с силой подуть на язык,

находящийся вверху.

Произносить «ТЬ» с сильным выдохом, а шпателем толкает язык

вглубь рта.

а) Произносить «АТЬ-АТЬ-АТЬ» – «Паровоз», подложив под

передний край языка шпатель, поднять его за верхние резцы

и слегка растянуть губы.

б) Произносить «Т» и в это время подложив шпатель или

зонд под передний край языка, поднять его к альвеолам

верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает

пальцами на углы губ, на щёки, выдвигая щёки вперёд.

Примечание: при постановке звук «Ч» не называют, а

заменяют

названием

упражнения

«Паровоз»,

исключения ассоциаций с дефектным его вариантом.

а) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «Парус», присосать язык к

нёбу, чтобы натянулась уздечка. Кончик языка поднят к передней части нёба (у

альвеол). Подложить ребёнку под язык шпатель, в горизонтальном положении,

шпатель прижимает язык к нёбу в средней части. С силой подуть, упражнение

«Тёплый ветер», произнося длительно звук «Ш». будет слышаться звук «Щ».

Язык при этом прижат. Упругость языка и щель регулируются за счёт давления

шпателя. Добиваться долгого звучания «Щ».

б) Как и предыдущее упражнение, только вместо зонда или шпателя

ребёнок подкладывает свой палец под язык и прижимает.

в) Упражнение выполнять без помощи пальца.

г) Ребёнок произносит «СЯ», а логопед шпателем прижимает кончик

языка вниз и слегка отталкивает назад, получается «ЩА».

д) Длительно произносить: «ШЬ-ШЬ-ШЬ-Щ».

е) Длительно произносить: «И- Ш-Ш-И» (т.е. в сочетании с «И»)

Примечание: при постановке звука «Щ» не называть, а заменять названием

упражнения «Змея шипит».

1. Различение на слух звуков «Л-Р», «Л-В», «Л-j» и другие в

словах близких по звуковому составу (ленок-венок, лоск-воск, галкачайка, рожки-ложки, репка-лепка и другие), в слогах, среди фонем.

2. Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) «Надуй щеки». Цель – укрепление мышц щек.

б) «Втяни щеки». Цель – укрепление мышц щек.

в) «Сдуй ватку». Цель – выработка направленной воздушной струи.

г) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель – выработка сильной

направленной воздушной струи.

а) Выполнить упражнение «Забор» – «Окно» – « Мост». Широко открыть рот,

губы и челюсти неподвижны. Зубы разомкнуты на ширину 1,5 пальцев. Язык на дне

7. ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С/С`], [З/З`], [Ц]

ЗВУК [С]

Правильная артикуляция звука [С]

Губы слегка растянуты.

Зубы сближены на расстоянии 1мм.

Язык кончиком упирается в нижние резцы.

Нёбная занавеска: поднята и прижата к

задней стенке глотки, преграждая

воздуху выход через нос /при выдохе/.

Голосовые связки: разомкнуты/сомкнуты

Выдох: несколько усилен.

25. НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш]

Межзубный – кончик языка просовывается между нижними и верхними

резцами;

Боковой – /хлопающий звук/ – воздух идёт по обоим краям языка или в бок;

Носовой – /назальный звук/ – заменяется иногда храпом в нос/ –носовой

оттенок последующего гласного.

Губно-зубной /С-Ф/

Призубный /С-Т/

Шипящий / С-Шь/

I. Межзубный (язык просовывается между передними зубами).

II. Боковой (воздух проходит по обоим краям языка

или в бок).

III. Носовой (носовой оттенок).

IV.Губно – зубной.

Парасигматизмы: I.Призубный (Ш-Т).

II. Шипящий (Ш-Ш`).

III. Свистящий (Ш-С).

1. Отсутствие звука.

2. Межзубный.

3. Носовой (звук «Л» произносится как «НГ», выдох через нос).

4. Звук «Л» произносится, как иностранный «Л»

(альвеолярно).

5. Звук «Л» произносится мягко, как «ЛЬ».

«Л-Р», «Л-В», «Л-Б», «Л-У», «Л-j», «Л-Н», «Л-Ы», «Л-К», «Л-Г».

Отсутствие звука.

Боковое (Слышаться «РЛЬ»)

Горловое (Велярное или увулярное)

Носовое (Как НГ – в нос)

Одноударное

Мягкое произношение («Р-РЬ»)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

1. Для развития силы и напряжения воздушной струи.

а) Выполнить упражнение «Забор-Окно-Мост-Лопата», сильно подуть на

кончик языка, на граненый карандаш, чтобы он покатился по столу.

б) Выполнить упражнении «Забор-Окно-Мост-Парус-Молоток», стучать

языком по альвеолам и произносить звук «ДДД», подставляя пузырек или

полоску бумаги, выдох попадает в пузырек а бумага откланяется в сторону,

дрожит.

в) «Фокус», положить ватку на кончик носа, язык на верхней губе,

кончиком вверх, сдувать ватку с носа.

г) «Фокус», положить полоски бумаги на кончик языка. Язык на нижней

губе. Сплюнуть бумажку. Сдуть бумажку с языка, заставить язык дрожать.

д) «Кто дальше загонит мяч?» дуть на бумажный шарик с силой, чтобы

он улетал далеко.

а) Выполнить упражнение «Забор-Трубочка».

б) Выполнить упражнение «Забор-Окно-Забор» в каждом положении

удерживать подсчет до пяти.

Логопед перед зеркалом сам выполняет следующие упражнения «ЗаборОкно-Мост-Горка». Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается

задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, а заменяет

название упражнения «Курочка» для звука «К», «Гусь» для звука «Г», так как

услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции.

Затем предложить ребенку выполнить упражнение «Забор-Окно-Мост-Горка»,

выгнуть язык «Горкой», прижать к небу, и не опуская, сдуть ватный шарик с

тыльной стороны руки, поднесенной ко рту (ветер сдувает шарик). У ребенка при

этом может получиться звук «К».

Логопед раздает детям картинки с изображением курочки, гуся, поезда,

пулемета, часов, барабана и объявляет: курочка зовет цыплят – ко – ко – ко, колеса

поезда стучат – тук –тук, пулемет строит – т – т – т, часы тикают –тик – так, и т.д.

логопед произносит, а дети поднимают соответствующие картинки и пытаются

подражать звукоподражаниям логопеда.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА [j-Йот]

Положение губ разомкнутое в улыбки,

между зубами расстояние 1 – 2 мм. Это

положение «Забор». Кончик языка

опущен. Спинка выгибается к небу и не

смыкается с небом, а образуется щель.

При прохождении воздушной струи

через щель, образуется трение, шум

(звук «Йот-j»). Небная занавеска

поднята,

допускает

утечки

выдыхаемого

воздуха

нос.

Голосовые

связки

сомкнуты

вибрируют.

а) произносить сочетание гласных типа «ИА, ИО, АИ, ОИ», сначала

медленно, затем ускорить темп, несколько протягивая звук «И»

б) произносить слова (ножик, маяк, чай и т.д.)

а) выполнить упражнение «Забор-Окно-Мост». Просят ребенка

произносить слог «ЗА», протягивая согласный звук. При это нажимают

шпателем на самую переднюю часть языка. Затем шпатель продвигают

глубже пока не послышится четкое звучание – «jА» («шмель поет»)

б) из положения «Мост» произносить «АЗА». Шпатель накладывается

на язык. Произносится «АjА» («шмель поет»).

13. НОСОВОЙ СИГМАТИЗМ

Выполнить

подготовительные

упражнения.

Выбрать способ постановки.

Предложить ребёнку запомнить

упражнение

«Забор»

«Окно»

«Мост» – «Забор». А затем «Холодный

ветер» т.е. длительно подуть. Следить

положением

зубами.

языка

нижними

а) Сопоставление и различение на слух звуков

«С-Ф». В словах близких по звуковому

составу, при дифференциации в слогах,

среди фонем.

б) Упражнения, что и при отсутствии звука.

Подготовительные упражнения.

в) Выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «

Мост» – «Забор» –«Холодный ветер». Если

не получается, то логопед придерживает

нижнюю губу ребёнка, обнажая таким

образом резцы, и предлагает выполнить

упражнение «Холодный ветер». Затем

ребёнок сам придерживает пальцем нижнюю

губу, не давая ей подтягиваться к верхним

резцам, повторяет упражнение «Холодный

ветер». Когда звук будет получаться

изолированно, произносить его в сочетании с

гласными /сначала с механической помощью,

затем без неё/.

а) Те же упражнения, что и при отсутствии звука.

б) Сопоставление и различение на слух звуков «СТ» в словах близких по звуковому составу (санкитанки), в слогах, среди фонем (см. развитие

фонематического слуха).

в) Лёгким нажатием шпателя на кончик языка

опустить его за нижние резцы, чтобы образовать

выход воздуху через межзубную щель.

г) Предложить ребёнку держать язык между

резцами, широко распластав его. При таком

положении языка ребёнок, выдыхая воздух,

ощущает его струю на кончике языка, производя

звук, похожий на межзубный «С», затем, слегка

нажимая шпателем на распластанный язык, на его

кончик, следует постепенно отодвигать его за

нижние резцы.

а) Упражнения, что и при

отсутствии звука.

Выполнить

упражнение

«Лопата». Подуть на широкий

язык, сначала язык находиться

между губ, а затем между

зубами.

в) Автоматизируют межзубный

звук в слогах, словах, а затем

устраняют

межзубный

сигматизм.

а) Те же упражнения, что и при

отсутствии звука.

б) Дифференциация носового и

ротового выдоха.

в) Выполнить упражнение «Лопата» положение языка между губ. Подуть

на широкий язык. Подуть на язык в

межзубном положении.

г) Автоматизируют межзубный звук в

слогах, словах, а затем уже

устраняют межзубный сигматизм.

а) Те же упражнения, что и при отсутствии

звука.

б) Сопоставление и различение на слух звуков

«С-Ш» в словах, слогах, среди фонем.

Мост», удерживать язык за нижними резцами.

г) Из положения «Мост» выполнить упражнение

«Лопата», подуть на язык в межзубном

положении.

д) Автоматизируют межзубный звук «С» в

слогах, словах, фразах.

е) Исправление межзубного звука «С»,

выполнив упражнение «Забор» – «Окно» – «

Мост» – «Забор» –«Холодный ветер».

Упражнения те же, что

отсутствии

звука.

Зондом удерживаем язык

верхними

зубами

вызываем «Тёплый ветер»

Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

а) Поочередно выполнить упражнения «Забор» – «Окно» – «

Мост» – «Лопата».

б) Удерживают положение «Лопата» под счёт до 5.

в) Удерживают положение «Лопата», с поочередным

пошлёпыванием губами и покусыванием зубами широкого языка.

г) Из положения «Лопата» покусывать язык с одновременным

выдвижением кончика языка вперед – назад.

д) Самомассаж языка. Прикушенный зубами язык вытягивать в

полость рта и выдвигать вперед. «Кошка пролезает под

забором».Зубы царапают язык.

е) Выполнить упражнение «Забор» – «Окно» – « Мост» «Лопата» – «Вкусное варенье» – «Фокус», т.е. в конце подуть на

кончик языка в форме чашечки, находящейся на губе.

ж) Неоднократно выполнять упражнение «Фокус», добиваясь

сильной выдыхаемой струи воздуха.

з) Упражнение «Маляр» с одновременным выполнением

упражнения «Теплый ветер». ( Губы в положение «Забор»).

и) Ручной или зондовый массаж языка.

а) Упражнения те же, что и при отсутствии звука.

б) Дифференциация носового и ротового выдоха.

в) Из положения «Забор» – «Окно» – « Мост» – «Лопата»

подуть.

г) Из положения «Лопата» верхнюю губу опустить на язык и

подуть (язык между губ).

д) Забить «Мяч в ворота» ( т.е. подуть на язык – зубы

видны).

е) Из положения «Забор» – «Окно» – « Мост» – «Лопата» «Лопата копает» – «Вкусное варенье» сильно подуть на язык,

который находится на верхней губе. Следить, чтобы не было

утечки воздуха в нос. (Зажимать ноздри)

ж) Упражнением «Фокус» добиваться длительного, а затем

и толчкообразного, ротового выдоха. ( Подуй на нос, на чёлку, на

ватку на носу). Исключить утечку воздуха в нос.

з) Поочередно выполнить упражнение «Забор» – «Окно» –

« Мост» – «Лопата» – «Вкусное варенье», а затем перевести язык в

полость рта под альвеолы и подуть на язык («Тёплый ветер»).

Исключать утечку воздуха через нос, поднося к носу тонкую

полоску бумаги.

и) Упражнение «Маляр» с одновременным выполнением

а) Различение на слух звуков «Ш-Ф»

среди слогов, фонем, слов.

б) Отработка движений нижней губы

вверх- вниз.

Вначале пассивно, т.е. удерживать опущенную

нижнюю губу.

в) Упражнения те же, что и при отсутствии

звука, т.е. подготовительные упражнения.

Выполнить

последовательно

упражнение «Забор» – «Окно» – « Мост» «Лопата» – «Вкусное варенье» (следить или

держать пальцами нижнюю губу) – «Фокус» «Тёплый ветер».

«Ш» – теплая, длительная воздушная струя

«Т» – толчкообразная, холодная.

Логопед подносит руку ребёнка тыльной стороной к

своему рту при произношении «Ш» и «Т».

б) Различение на слух звуков «Ш-Т» в словах

близких по звуковому составу, в слогах, среди фонем .

в) Выполнить упражнение «Забор» – «Окно» – « Мост»

– «Парус».

г) Выполнить упражнение «Качели», чередуя

положения «Мост» – «Парус» (язык внизу – язык

вверху).

д) Из положения «Мост» выполнить упражнение

«Лопата» – «Лопата копает» – «Вкусное варенье» –

«Фокус» – «Тёплый ветер» (поддерживать язык вверху

шпателем).

а) Различение на слух звуков «Ш» – «Щ» в

словах, в слогах, среди фонем.

б) Подготовительные упражнения для «Ш»

Упражнения

напряжение

расслабления кончика языка. Для звука «Щ»

характерны следующие позиции языка: кончик

языка напрягается, продвигается вперёд и

несколько выгибается вниз. Для звука «Ш» – язык в

форме чашечки.

г) Упражнение «Маляр», «Почистить верхние

зубы» – движения выполняются по зубам снизувверх и обратно.

д) Выполнить упражнение «Забор» – «Окно»

– « Мост» – «Лопата» – «Лопата копает» –

«Вкусное варенье» – «Тёплый ветер».

11. ПРИЗУБНЫЙ ПАРАСИГМАТИЗМ

нижние резцы.

звука.

положении.

– «Парус».

вверху).

шпателем).

Упражнения

напряжение

форме чашечки.

16. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Нормализация

мышечного

тонуса

(дифференциальный

логопедический массаж).

2. Нормализация моторики органов артикуляции средствами

пассивной

гимнастики,

пассивно-активной

гимнастики,

артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой.

3. Нормализация речевого выдоха – дыхательная гимнастика.

4. Нормализация голоса – голосовая гимнастика.

5. Нормализация просодики – проводится на общих и

индивидуальных занятиях. На общих занятиях вырабатывают

слуховые дифференциации, на индивидуальных – воспроизведение

по подражанию.

6. Нормализация мелкой моторики рук – пальцевая гимнастика.

II. ОСНОВНОЙ

1. Определение последовательной работы над звуками.

2. Уточнение или развитие фонематического слуха.

3. Определение комплекса упражнений для конкретной группы звуков.

4. Постановка звуков: по подражанию, с механической помощью,

смешанная, речедвигательная гимнастика от опорного звука.

5. Автоматизация звуков – закрепление вызванного правильного звука

в разных фонематических/лексических условиях (упражнения, слова,

предложения).

6. Дифференциация проводится по той же схеме, что автоматизация.

III. ВЫРАБОТКА КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

1. Развитие навыков самоконтроля у ребенка.

2. Развитие навыков звукопроизношения и просодики в

спонтанной речи.

3. Предупреждение/преодоление вторичных нарушений (ФФН,

ОНР, заикания, ЗПР).

а) предупреждение ошибок на письме;

б) увеличение запаса знаний и сведений об окружающем мире;

в) формирование графо-моторных навыков;

https://www.youtube.com/watch?v=dFCEOppKzF0

г) формирование психологической готовности к обучению в школе.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector