Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

Причины речевых нарушений

Возможность говорить, произносить слова, понимать письменные тексты и обращение обуславливается работой центров, расположенных в различных областях головного мозга. Это теменная зона, премоторная кора, префронтальная кора левого или правого полушария, теменно-височный участок.

Расположение речевых центров в том или ином полушарии зависит от того, правша человек или левша. Почти у 100% правшей и большей части левшей они находятся в левом полушарии. У пятой части левшей отмечают смешанное расположение, еще у 20% — центры локализованы справа. Это обуславливает особенности поражения речи и обычно более мягкие симптомы.

Обширность области повреждения оказывает непосредственное воздействие на остроту проявления патологии, возможности обеспечить восстановление речи после инсульта.

Уровень речевого поражения зависит также от того, как быстро была оказана человеку помощь. Важно, насколько пострадавший готов принимать лечебную помощь, выполняет меры, необходимые для коррекции и реабилитации.

Афазия на фоне геморрагического или ишемического кризиса связана с поражением центра в коре мозга, отвечающего за речевые функции. У правшей он находится слева, но при некоторых типах синдрома, одновременно затрагиваются лобные и теменные доли, мозжечок.

Пациент, перенесший кризис, не может произносить нормально слова, утрачивает возможность писать, читать, перестает распознавать фразы других людей. Такие нарушения наблюдаются при поражении височной доли (сенсорной патологии).

Заболевание сопровождается и другими речевыми дисфункциями:

  1. Тотальный тип. Речь полностью отсутствует, больной не узнает родных людей, не осознает, что с ним происходит.
  2. Моторный вид. Человек осознает, о чем с ним общаются окружающие, реагирует на происходящее в ответ. Речь у больного напоминает несвязанные звуки.
  3. Амнестический тип. Пациент не распознает окружающие его вещи. Словарный запас достаточно ограничен.
  4. Семантический вид. Человек не воспринимает сложные фразы, предложения, синонимы и сравнения. При обращении к нему следует употреблять самые простые речевые конструкции.

В зависимости от типа афазии у человека, подбирается индивидуальная программа лечения после инсульта в домашних условиях и стационаре. При повреждении теменной и лобной части (моторной афазии) устранить речевые расстройства намного сложнее, чем при сенсорной патологии.

Какие последствия инсульта также влияют на коммуникационные способности?

Диапазон проблем с общением будет зависеть от того, в какой части мозга случился инсульт, насколько большой была площадь повреждения. Острое нарушение кровообращения мозга может повлиять на то, как человек говорит,понимает речь, его навыки чтения или письма. Инсульт может оказать негативное влияние на способность общения в различных формах. Основные последствия в сфере коммуникаций, которые возникают после инсульта:

  • афазия;
  • дизартрия.
  • диспраксия.

Инсульт может вызвать другие проблемы, которые влияют на способность человека полноценно общаться в социуме. В их числе ниже перечисленные явления.

Острое нарушение мозгового кровоснабжения может вызвать изменения в эмоциональных аспектах речи.Например, тон голоса больного может быть бесстрастным, и его выражение лица может не меняться, оставаясь статичным. У человека могут возникнуть трудности с пониманием юмора. Или его невербальные знаки могут не соответствовать вербальным сигналам.

Инсульт может привести к ухудшению зрения, а иногда и слуха. Это может сделать проблемы с чтением и письмом еще серьезнее. Необходимо убедиться в том, что при избрании стратегии лечения для восстановления речи после инсульта, были в полном объеме оценены и учтены такие дефекты.

Усталость

Многие люди чувствуют себя очень уставшими после инсульта, как физически, так и психически. Ведение разговора может отнимать значительно большие усилия, чем до кризиса. А собеседники могут не понимать этого. От этого значительно страдает качество общения.

Инсульт может повлиять на кратковременную память и все аспекты мыслительных процессов,такие как способность сосредоточиться и удерживать внимание.Это может замедлить установление контактов и сделать общение неэффективным.

Физические проблемы

Физическая слабость или паралич после инсульта может повлиять на выражение лица и положения тела. Физические проблемы могут также сделать трудности с письмом больше, если затронута доминирующая рука. Физическая боль или дискомфорт могут стать помехой для полноценного общения. Проблемы с глотанием также часто встречаются после инсульта и нередко связаны с дизартрией.

Это может быть пугающим для человека, если инсульт повлиял на способность общаться. Изменения в мозге, вызванные ОНМК могут также повлиять на настроение,эмоции и личностные качества.

Особенности восстановительного процесса

Для достижения положительного результата в реабилитации к терапии приступают сразу после того, как произошел инсульт. Сначала занятия могут длиться всего несколько минут, через месяц длительность каждого может доходить до 2 часов каждый день.В острый период инсульта занятия должны быть естественными и физиологическими. Это просто обращение к пациенту, разговор с ним, предоставление возможности слушать музыку. Никакие манипуляции не проводятся.

После завершения острого периода и возвращения домой начинается интенсивная логопедическая реабилитация.

Такие факторы, как интенсивность, продолжительность, тип занятий должны зависеть от самочувствия больного. При тяжелом состоянии, повышенном давлении специальные занятия следует отложить и остановиться на обычном тихом разговоре или слушании спокойной музыки.

Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

В течение занятия при необходимости делают перерывы. Не стоит переутомлять пострадавшего.

Эмоциональный фон должен быть спокойным, не агрессивным. В общении с больным избегают безразличия и отношения к нему как к обреченному. Несмотря на тяжесть инсульта, у многих людей способность воспринимать отношение других остается сохранным.

Учет всех этих моментов станет ключом к тому, как быстро восстановить речь после инсульта.

Дизартрия

Дизартрия возникает, когда инсульт вызывает слабость мышц речевого аппарата, которые человек использует, чтобы говорить. Произошедший криз может повлиять на мышцы, которые индивид использует для движения языком, губами или ртом. Иногда при дизартрии человек не может контролировать дыхание, необходимое для производства звуков.

Дизартрия не влияет на способности подбора слов, которые человек хочет сказать, и понимание речи других. При данном расстройстве голос человека может звучать по-другому, и у особы могут возникнуть трудности с четким произношением слов. Больной может обнаружить, что его звуки невнятные, напряженные, тихие или медленные.

Взаимодействие с пострадавшим

Особое влияние на восстановление речевых функций имеет взаимодействие с больным. Во многих случаях интеллект при расстройствах понимания речи, произношения не затронут.

После обращения к пострадавшему, у него должно быть время на ответ. Не нужно его торопить, это вызывает только отрицательные эмоции.

В обращении используются предложения, состоящие из нескольких слов. Лучше тему для разговора поддерживать одну, не перепрыгивать на другую, потом на третью. Часто использовать в обращении вопросы, на которые можно ответить односложно.

При разговоре нужно отключать звуковые устройства. Они создают определенные помехи, мешают больному понимать, что ему говорят, самому произносить слова.Улучшению понимания способствует мимика, жесты, рисование.Если то, что сказал больной, непонятно, лучше переспросить. Понимание человеком лжи усугубит его психоэмоциональное состояние.

Диспраксия

Диспраксия – это патологическое состояние, затрагивающее движения и их координацию. При данном расстройстве человек не может выполнять движения мышцами в правильном порядке. Соответственно он не может сформировать верную последовательность звуков, что необходимо для четкой речи. При этом мышцы речевого аппарата могут функционировать хорошо, не страдая от слабости или паралича, однако человек не может их активировать в правильной последовательности.

При диспраксии больной не может произносить слова четко, особенно если кто-то просит его сказать именно их. Он может делать несколько попыток, но иногда он не в состоянии издавать звук вообще.Это очень пугающе и огорчительно, поскольку вызывает значительные трудности в общении после инсульта. Больному может быть трудно участвовать в разговорах, что крайне неприятно.

Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения

После выписки со стационара и перехода на амбулаторное лечение нужно придерживаться рекомендаций специалистов. Они подскажут, как восстановить речь после инсульта в домашних условиях. Это приведёт к ускорению восстановления речевого аппарата пострадавшего. При общении с ним нужно:

  • говорить медленно, без повышения голоса;
  • поддерживать постоянный зрительный контакт;
  • давать время для построения ответа;
  • не исправлять человека, пока он не попросит.

Необходимо помнить, что при речевых нарушения интеллектуальные способности пациента остаются неизменными. Во время занятий нужно обращать на следующие моменты:

  • желательно говорить короткими предложениями, на которые можно ответить одним словом;
  • резко не менять тему занятия или разговора;
  • применять визуальные приёмы общения;
  • исключить воздействие отвлекающих факторов.

Занятия в домашних условиях требуют выдержки и терпения от близких людей больного. Тем не менее, регулярные тренировки с использованием дыхательной гимнастики и комплекса упражнений лечебной физкультуры, игры в шашки, написания текстов, чтение стихов, игры в слова и разучивания песен со временем приведёт к положительной динамике, что благоприятно скажется на состоянии пациента.

Сеансы с логопедом обычно носят курсовой характер. Основная нагрузка по восстановлению речи после инсульта падает на занятия в домашних условиях. Однако основаны они на принципах и рекомендациях, определенных логопедией.

Среди них:

  • Тренируется способность воспринимать различные по громкости звуки.
  • Задания постепенно усложняются.
  • Занятия строятся от простого к более сложному. Сначала восстанавливают звуковое произношение, затем осваивают речевых конструкций.
  • На занятиях внимание уделяют пониманию.
  • Для поддержания интереса больного используются важные для него темы.
  • Пострадавший активно вовлекается в процесс говорения. Так, близкий начинает произносить фразу, а он ее заканчивает.
  • Используется пение. Больного просят петь или подпевать знакомые песни.
  • Речь сочетается с рисованием. Когда пострадавший не может что-то сказать, выразить свою мысль, его просят это нарисовать.

При реабилитации используется чтение коротких стихов и потешек. Ритм организовывает речь человека, позволяет быстрее ее восстановить. Потешки и детские стихотворения – обычно не сложные, легко воспринимаются и повторяются.

Периодически в течение дня с пострадавшим после инсульта повторяют скороговорки. Они улучшают дикцию, восстанавливают подвижность языка. Скороговорки обычно подбирает логопед в зависимости от сложности и буквы, которую необходимо разработать.

Упражнения

Если есть физическая возможность, человеку после инсульта в домашних условиях рекомендуется выполнять логопедические упражнения самостоятельно. В начале достаточно 5 минут, постепенно продолжительность занятий возрастает до пятнадцати.

Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

Для восстановления подвижности губ их вытягивают, захватывают поочередно нижней губой верхнюю, потом наоборот. Пальцами оттягивают их вверх, влево, вправо. Больного просят улыбнуться, оскалиться, потом сделать вид, что он грустит.

Для нормального произношения нужно, чтобы хорошо работали мышцы языка. Человека, пострадавшего от инсульта, просят насколько возможно высунуть изо рта язык, изобразить змеиное шипение. После возвращения в рот, нужно дотронуться до верхнего неба, потом нижнего, прикоснуться к щеке.Больной облизывает губы сначала по часовой стрелке, затем — против, пытается во рту сделать движение языком по кругу, издает цокающий звук.

Можно изобразить воздушный поцелуй с причмокиванием.

Каждое движение выполняют до 10 раз.

Массаж

Действия, направленные на разработку мышц лица и губ, начинают не раньше двух недель после инсульта.

Кожу вокруг рта разглаживают, переминают, делают по ней легкие постукивания. Подобные движения повторяют на щеках.

Мало когда инсульт проходит без последствий, они могут быть самыми разными: от паралича, до эпилепсии и потери речи. Именно о последнем пойдет речь в данной статье. Мы узнаем, каким образом можно вернуть речь после данной неврологической болезни, рассмотрим методику занятия с логопедом, распространенные упражнения и лекарства.

Причины афазии

Когда человек теряет способность говорить, то это явление в медицине принято называть афазией. Патология дает о себе знать из-за нарушения кровотока в мозге. Этот процесс, в свою очередь, провоцируют атрофию тканей, в особенности отделов, ответственных за восприятие и переработку поступающей информации.

Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

Справка! Обычно сразу после острого приступа наблюдается отсутствие речи. Само же место поражения находится в префронтальных областях мозга.

Для того чтобы полностью восстановить функцию речи, должно пройти немало времени. Этот период зависит от следующих факторов:

  1. степень запущенности болезни;
  2. вид потери памяти;
  3. своевременность начала борьбы с недугом;
  4. локализация поражения;
  5. объема мозгового кровотока.

Стоит понять, что после инсульта есть шанс на обретение нормальной речи.

Однако очень тяжело предугадать, каков будет период речевой реабилитации, ведь он зависит от каждого конкретного клинического случая.

Больной, у которого пропала речь, должен приложить большие усилия для восстановление. Они должны быть направлены на выполнение всех рекомендаций профильных специалистов, речь о которых пойдет ниже.

Виды патологии

В зависимости от зоны поражения выделяют такие виды потери речи:

  1. моторная афазия. Это последствие развивается из-за неправильной работы в области зоны Брока церебральных структур. Больной воспринимает и нормально распознает слова, адресованные ему, однако пока говорить самостоятельно он не может. Если говорить о факторе развития, то кроется он в деформации мозговых структур, ответственных за двигательную функцию различных мышц. В результате происходит нарушение нервной проводимости;
  2. сенсорный. Тогда человек теряет способность понимать слова других людей. Говорить пациент может, но на частичном уровне. Монолог тогда похож на обрывистый;
  3. сенсомоторная. Этот тип является смешанным, теряется способность не только говорить, но и понимать окружающих. В данном случае сложно что-то сказать, как быстро удастся вернуть речевую функцию;
  4. тотальная. Здесь пациент в полной мере утрачивает функции, связанные с генерацией и восприятию речи. Наблюдается соответствующая патология в случае массивных нарушений нормального кровотока;
  5. семантическое поражение. Человек может прекрасно понимать произносимые собеседником слова и говорить, но теряются способности по анализу сложных письменных и речевых структур, он путает окончания, практически не управляет словосочетаниями, смысл некоторых конструкций теряется;
  6. амнестические. В этом случае пациент не помнит, как называются знакомые предметы, абстрактные понятия в основном путаются;
  7. афферентные. Тут наблюдаются трудности с произношением нескольких звуков;
  8. динамические. Изменяются аналитические навыки, связанные с поиском и использованием правильных смысловых конструкций.

Важно! Существуют и иные подвиды нарушений. Иногда у пациента наблюдается живая речь, но лишенная всякого смысла.

Восстанавливается ли речь после мозговой катастрофы? Конечно, да. Но только при системном и комплексном подходе удастся добиться положительного результата.

  • Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условияхКак восстановить утраченную функцию и вновь научить человека говорить?
  • Как и любые утраченные мозговые функции, потеря речи возвращается не сразу.
  • В 70% случаев этот процесс является очень медленным.
  • Максимальный период восстановления может достигать 3-5 лет.
  • Если нарушения не прошли в течение данного срока, то речь, скорее всего, не вернется.
  • Основные правила, которых необходимо придерживаться:
  1. постоянная работа над собой;
  2. должно соблюдаться чередование периодов активных занятий;
  3. постепенное увеличение времени уроков;
  4. обратиться к профильным специалистам: реабилитологу, невропатологу, логопеду.

Важно! В основе лечения должен находиться исключительно системный подход.

  1. Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условияхНекоторые могут усомниться, как можно научить человека говорить с помощью лекарств.
  2. Однако они играют большую роль в восстановлении функций мозга, а это значит, что и речи.
  3. Назначенная врачом медикаментозная терапия будет зависеть исключительно от тяжести состояния пациента.
  4. Если нарушения не глобальны, то задействуются следующие типы лекарств:
  1. антикоагулянты, способствующие снижению свертываемости крови;
  2. ноотропы, восстанавливающие полноценную мозговую деятельность;
  3. гипотензивные лекарства, уменьшающие показатели артериального давления;
  4. мочегонные средства, назначающиеся для снятия отечности мозга, быстрее выводится жидкость из организма.

Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

Если реабилитационный процесс является очень сложным, то врачи переходят к терапии более серьезными препаратами:

  1. Глиатилин;
  2. Цераксон;
  3. Актовегин;
  4. Максидол.

Все вышеназванные лекарственные средства провоцируют быструю регенерацию отмерших нейронов. Кроме этого, нередко используются способ, связанный со стволовыми клетками. Для этих целей медики берут у пациента биоматериал, выращивают его в искусственных условиях, а потом постепенно вводят в организм больного.

Занятия с логопедом

Первым, что нужно сделать перед началом восстановления речи, обратиться к логопеду, специализирующемуся на постинсультных больных. Он определит характер потери способностей и составит персональную программу, подходящую именно этому пациенту. При соответствующем подходе уже треть пациентов начинают разговаривать на стадии выписки из медицинского учреждения.

Внимание! Заниматься необходимо самостоятельно в домашних условиях. Время от времени придется посещать специалиста для коррекции речи.

Логопедические занятия можно проводить и в домашних условиях, но тогда логопеда придется вызывать в частном порядке.

Далее поговорим о ключевых методиках и принципах работы специалиста:

  1. выявление реакции пациента на слабый голос и довольно громкий звук;
  2. наращивание нагрузки должно осуществляться поэтапно;
  3. только освоив простые функции, нужно переходить к изучению более сложных;
  4. следить необходимо не только за дикцией, но и за тем, как пациент понимает смысл фраз и слов;
  5. используется техника: начинает специалист, заканчивает больной;
  6. применяются музыкальные приемы. Пациент старается подпевать любимые песни;
  7. тренировка произношения должна сочетаться с рисованием. То, что постинсультный пациент не в состоянии сказать вслух, он изображает на бумаге.

Врачебные назначения

Тем не менее, используется медикаментозное лечение, восстанавливающее кровообращение, активизирующее мозговые процессы, снимающее боль, судороги:

  • Ноотропные средства. Направлены на улучшение памяти, активизацию процессов мышления. Среди них особо отмечают Пирацетам, Луцетам.
  • Седативные. Препараты, обладающие такими свойствами, успокаивают, снимают лишнее возбуждение. Используется настойка валерианы, пустырника, Персил.
  • Лекарства, улучшающие кровоснабжения. К этой группе относят Кавинтон, Церебролизин.
  • Препараты, направленные на нормализацию питания тканей мозга. Используются таблетки Актовегин, Пирацетам, Кортексин.
  • Противосудорожные и расслабляющие. Назначается Лорезепам, Миокалм. Они помогают, в том числе, снизить напряжение лицевых мышц.
  • Гипотензивные. Используются для снижения давления. Применяются препараты группы сартанов, антагонисты кальция, бета и альфа-блокаторы. Мочегонные средства снижают давние и уменьшают отеки.
  • Антикоагулянты уменьшают вязкость крови. Назначается Варфарин, Дипаксин, Тромексан.

Отдельного внимания заслуживает терапия стволовыми клетками. Эта инновационная технология в настоящее время пока проходит испытания и широко не используется. Тем не менее, она доказала свою эффективность в восстановлении сосудов, удалении тромбов, холестериновых бляшек, активизации защитных функций, возвращении речи.

Терапия основана на пересадке стволовых клеток. Ее проводят дважды с трехмесячным перерывом.

В дополнение к лекарственным способам нарушения лечат методами физиотерапии.

Методы лечения речевых проблем

Тот, у кого проблемы с речевой функций, должен получить полную их оценку и пройти дифференциальную диагностику логопедом и специалистом по реабилитации после ишемического инсульта. Сначала терапевт оценивает сильные стороны пациентов в речевой деятельности, их сохранившиеся навыки и умения. Специалист использует различные тесты, чтобы установить точный характер расстройств. После инсульта возможно развитие афазии,дизартрии или диспраксии или их комбинации.

Терапевт определит методику восстановления и объяснит природу проблем пациенту, его родственникам и остальным членам реабилитационной команды.Программа восстановления будет зависеть от характера речевых дефектов и общего состояния здоровья после инсульта.

Схема восстановления речи у больных после инсульта представлена различными комплексами упражнений, направленными на восстановление навыков общения. Если у пациента дизартрия,программа может включать физические упражнения для укрепления мышц речевого аппарата.

Врач установит личные потребности больных, приоритеты в их общении, желаемые цели занятий для восстановления речи. Прогресс будет постоянно контролироваться до тех пор, пока не будет достигнуть требуемых результатов. Станет неоценимой помощью, если другие люди, такие как медицинские работники, семья и друзья будут вовлечены в поддержку. Для удовлетворения коммуникационных потребностей родственникам будут предложены советы, как помочь любимому человеку эффективно общаться.

Реабилитационная терапия должна рассмотреть другие способы коммуникации помимо речи. Можно задействовать жесты, схематическое общение или, возможно, помощь электронных средств. Доступен широкий спектр вспомогательных средств для коммуникации. Они включают в себя простые коммуникационные карты и более специализированное оборудование, в том числе электронные пособия и программы. Терапевт оценит, возможно ли проведение терапии с помощью компьютеров в домашних условиях.

Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

Специалисты центров восстановления речи оценят, какие именно практические упражнения полезны в краткосрочной или долгосрочной перспективе. При выборе логопедических упражнений будут учтены другие последствия инсульта,такие как трудности с чтением, письмом или проблемы со зрением.

Коммуникационные группы являются важным звеном в процессе восстановления. Они дают людям возможность практиковать и улучшать свои навыки общения в благоприятной среде. Сегодня действуют добровольные и благотворительные организации, группы поддержки людей с речевыми трудностями после ОНМК.

Скорость восстановления речи

Процесс возврата речевых способностей — длительный. Медленный, поступательный прогресс отмечается у большинства пострадавших от сенсорной афазии. Возможности расширяются деть ото дня.

Другого типа прогресс отмечают при моторной афазии. Более чем в 60% случаев больному и его близким кажется, будто прогресса в восстановлении долгое время нет. Потом вдруг наблюдается резкое улучшение.

Сколько длится период восстановления?

Более 33% пациентов с инсультом имеют ту или иную речевую проблему, возникающую сразу после ОНМК. Многие выздоравливают в течение нескольких месяцев, но у 60% продолжают возникать проблемы с речью в течение 6 месяцев после инсульта.Невозможность преодолеть афазию, вероятно, связано с недостаточным объемом лечения.

Скорость и уровень восстановления отличается для всех пострадавших после инсульта. Это отчасти зависит от серьезности ущерба, нанесенного ОНМК, и частично от общего состояния здоровья человека. Некоторые люди, несмотря на значительные усилия, длительное время не достигают полного выздоровления. Больные с тяжелой афазией иногда начинают реагировать на реабилитационную терапию через несколько месяцев после удара. Однако последовательная регулярная работа с логопедом в большинстве случаев позволяет достичь значительного прогресса в речевой деятельности.

Существует два основных способа лечения речевых расстройств после инсульта:

  • работа логопеда;
  • выполнение логопедических упражнений самостоятельно дома.

Рекомендовано использовать оба варианта.

Восстановление речи после инсульта: упражнения, прогноз после потери, скороговорки для развития речи в домашних условиях, лекарства, упражнения

Возможность нормализации речи зависит от степени тяжести инсульта, выполнения реабилитационных назначений.

Если все рекомендованные меры выполняются, речь восстанавливается в следующем соотношении:

  • у 55% больных, переживших тяжелый инсульт;
  • у 76% перенесших заболевание средней тяжести;
  • у 92% после легкого инсульта.

Программы, ориентированные на то, как восстановить речь после инсульта, носят разноплановый характер. Они предполагает упражнения, массаж. Важной составляющей считается соблюдение лекарственных назначений, применение народных средств, логопедические занятия.

Виды патологии

При моторной афазии, когда трудно разговаривать из-за пареза лицевых мышц, прогноз благоприятен. Если лечение и логопедические занятия начаты сразу, то у большинства пациентов полностью восстанавливается способность говорить.

У пожилых людей из-за возрастного замедления метаболизма, мимика не всегда восстанавливается полностью, поэтому сохраняются незначительные нарушения речи: шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков. Но эти отклонения умеренные и человек может полноценно общаться с родными и друзьями.

Амнестическая и сенсорная афазии требуют долгой работы. Инсультника учат сначала узнавать слова или предметы, дополнительно работая над артикуляцией. Полное восстановление при этих видах почти не бывает – после долгих занятий удается научить человека воспринимать слова и узнавать родных. Чаще всего словарный запас у этой группы лиц ограничен, а обучение новым понятиям происходит тяжело.

При семантической афазии удается лишь улучшить дикцию и уменьшить парез лицевых мышц. Из-за поражения мозговых структур такие люди смогут общаться только простыми фразами.

После инсульта восстановление не всегда возможно, но это не значит, что нужно отказываться от посещения логопеда или не делать речевую гимнастику. В раннем восстановительном периоде, если пациент находится в сознании и способен выполнять упражнения – заниматься нужно. Даже если дикция не восстановится полностью, улучшение артикуляции и уменьшение тяжести пареза поможет при последующей реабилитации.

Сколько потребуется времени на восстановление

Сроки восстановления речи после инсульта могут зависеть от площади поражений и речевых зон, которые пострадали вследствие расстройства кровотока в головном мозге.

Полезная информация

При незначительных повреждениях реабилитация пациента занимает 3-6 месяцев. Для обширных форм инсультов характерен длительный период реабилитации, который занимает от полугода до 2-3 лет

Стоит помнить, что реабилитация пациента с речевыми расстройствами является длительным и трудоёмким процессом. Он требует сил и выдержки, а также затрат большого количества времени. Самоотдача и соблюдение предписаний лечащего врача приведёт к положительной динамике, что улучшит состояние пострадавшего и повысит качество его жизни.

Неспособность выразить свои потребности ясно приводит к тому, что люди чувствуют себя изолированно от общества. Нередко больные афазией ощущают депрессию и разочарование, особенно если они больше не могут участвовать в деятельности, которой они привыкли наслаждаться. Коммуникация может быть очень утомительной,поскольку качественное общение требует много усилий, а такие ресурсы отсутствуют у человека, перенесшего тяжелый кризис.

Выжившему после инсульта часто требуется помощь в выражении своих чувств по поводу серьезных изменений в их жизни. Индивидуальные сеансы или семейное консультирование в содружестве реабилитологов и психологов Ираклия Пожариского может помочь больному высказать негативные эмоции и обрести позитивный взгляд на жизнь.

Использование альтернативных средств самовыражения в свободное время может быть очень полезным для пострадавшего от ОНМК. Например, музыка, фотография, искусство, используемые в терапии, имеют огромный целительный потенциал. Отдел головного мозга, который запоминает текст песни и музыку, отличается от той части, который управляет разговорной речью.

Как восстанавливать речь после инсульта: методики и упражнения

Важно, чтобы пострадавший человек ощущал поддержку и научился жить с любым оставшимся дефектом речи. Ему может понадобиться помощь в изучении социальной деятельности, выполнении добровольного труда, возвращении на прежнее место работы или изменении карьеры.

Советы по ведению разговора с человеком с афазией

  • Высказывайтесь понятным и простым языком.
  • Говорите нормальным тоном.
  • Не торопите собеседника. Дайте человеку время понять, что вы говорите, и ответить.
  • Придерживайтесь одной темы.
  • Выражайте мысли короткими предложениями.
  • Используйте все формы общения для подтверждения того, что вы говорите,такие как четкие жесты, рисунки.
  • Не говорите с больным афазией, как с ребенком.
  • Не перебивайте пострадавшего.
  • Если это поможет больному запомнить вещи, сделайте возможным использование дневника, календаря или фотографий.
  • Если собеседник не может выговорить слово, спросите, как оно пишется. Запишите первый слог слова в качестве подсказки.
  • Чтобы облегчить задачу, задавайте осторожные вопросы, требующие однозначного ответа «да» или«нет».
  • Смотрите на человека так же внимательно, как слушаете. Вы получите много информации от естественных жестов, мимики. Проверьте, соответствуют ли эти знаки их сообщению.
  • Помните, что пострадавшие после инсульта могут иметь проблемы с концентрацией внимания. Поэтому целесообразно минимизировать отвлекающие факторы, такие как фоновый шум.
  • В начале разговора проверьте, комфортно человеку или нет. Если он обычно носит очки,слуховой аппарат или протезы, убедитесь, что они доступны.
  • Старайтесь, чтобы разговор был естественным, а тема значимая. Говорите о реальной жизни, хобби, знакомых людях.
  • Посмотрите фотоальбом вместе и поговорите о посещенных местах.
  • Предложите совместно разучить стихи и скороговорки.

Заключение

Речевые упражнения – лучший способ восстановить речь после инсульта. Они наиболее эффективны, когда выполняется массированная практика, что означает последовательную тренировку с высокой частотой повторяемости в течении длительного времени.

Когда регулярно и часто повторяются языковые упражнения, то улучшается нейропластичность мозга. Это помогает головному мозгу перестроить себя и улучшить речевую функцию после инсульта.Чем больше объем логопедических упражнений, тем быстрее вы улучшите время восстановления.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector