Личностные черты мед. работника — Студопедия
Медицинская психология
Студентки 632 группы
Ионовой Виктории
https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru
Преподаватель: Иванова Надежда Михайловна
1) эмпатичность — умение медработника разбираться в ощущениях больных;
2) авторитет;
3) правдивость;
4) самоотверженность;
5) слово;
6) гуманизм;
7) честность;
8) личностная зрелость;
9) скромность;
https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru
10) аккуратность;
11) высокий самоконтроль;
12) оптимизм;
13) наблюдательность;
14) внимательность;
15) уровень интеллекта;
16) высокая эмоциональная устойчивость;
17) сенсомоторное развитие (точные, ловкие, соразмерные движения).
1) невнимательность;
2) бездушие;
3) грубость;
4) равнодушие;
5) несдержанность;
6) недисциплинированность;
7) неряшливость;
8) высокомерие;
9) насмешливость.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru
Типология поведения медицинского работника.
1) Практический тип — отличается точностью и строгостью, педантизмом, можно иногда забывать о человеческой стороне больного. Для этого типа характерно механическое выполнение своих функций.
2) Артистический тип — поведение по заранее шаблонно продуманному плану. Может быть показным, искусственным, неискренним, что мешает установлению психологического контакта с больным.
3) Нервный тип — характеризуется проявлением нервозности во взаимоотношениях с больным. Внешне: выражено недовольство, присутствует злобный взгляд, что вызывает у пациента негативную реакцию.
4) Мужской тип — внешне: решителен, энергичен, присутствует чувство самоуверенности, последователен. Такие работники аккуратны, настойчивы, требовательны.
5) Материнский тип — проявляет максимальную заботливость и сочувствие по отношению к больным. Успевают повсюду, подвижны, их характер отличается живостью, любовью к людям.
6) «Тип специалистов» — фанатично предан своей работе, полностью отдается профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание.
Это психическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами в эмоционально перегруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
1) усталость;
2) психосоматические проблемы;
https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru
3) бессонница;
4) отрицательное отношение к выполняемой деятельности;
5) стандартизация общения;
6) агрессивные тенденции;
7) негативное отношение к себе;
8) тревожное состояние;
9) пессимистическая настроенность;
10) чувство вины.
Синдром отравления людьми.
Это расстройство, которое возникает при ответственной работе медработника с большим количеством нездоровых людей.
1) раздражительность;
2) вспыльчивость;
3) иногда защитное поведение.
Синдром эмоционального выгорания и синдром хронической усталости являются содержательными характеристиками возможной профессиональной деформации медицинского работника.
Для предупреждения профессиональной деформации важно, чтобы медработник имел удовлетворяющую его личную жизнь. Желательно, чтобы специфика профессиональной деятельности медработника меньше сказывалась на его социальном окружении вне стен медицинского учреждения, на его взаимоотношениях в семье и с друзьями.
Заботиться о своем здоровье — профессиональная обязанность медработника.
Общая удовлетворенность медика своей профессионально деятельностью.
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Профессиональные трудности медика могут стать отправной точкой его личностного роста, профессионального самосовершенствования, но могут стать и причиной резкого снижения эффективности его профессиональной деятельности, дисквалификации, подорвать его здоровье.
Восприятие действительности зависит и от состояния психики и от самой ситуации. Если медик находится в состоянии общего благополучия, то он проецирует эти же ощущения на окружающий мир. В том числе на коллег и пациентов. На фоне общей удовлетворенности своей жизнью отдельные невзгоды будут менее болезненными.
Имея возможность удовлетворять в процессе трудовой деятельности значимые для себя потребности, сотрудник испытывает удовлетворенность от работы, если нет — чувство подавленности и тревоги. Медработник испытывает общую удовлетворенность от работы, если в ней удовлетворяется его потребность в профессиональном достижении, признании, самосовершенствовании, карьере. Если он видит результаты своего труда и прежде всего улучшение состояния здоровья пациентов.
1) низкая з/п;
2) плохие условия труда;
3) сложности в отношениях с руководством, коллегами, подчиненными, пациентами.
1) мотивация;
2) система ценностей;
3) цели;
4) субъективные представления об успехе.
1) снижение интенсивности и качества труда;
2) попытка увеличить свое вознаграждение;
3) переоценка своих возможностей и как следствие этого депрессия, чувство безысходности, комплекс неполноценности;
4) увеличение социальной активности, которая зачастую в организации порождает межличностные конфликты;
https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru
6) переход в другие подразделения, организации, отъезд за рубеж, смена профессиональной деятельности.
Повышению профессиональной мотивации способствует участие во внутриорганизационной деятельности, в принятии решений относительно характера совместного труда, право контроля за количеством и качеством труда, ответственность за конечный результат деятельности.
1) уровень самооценки медработников;
2) атмосфера на рабочем месте;
3) политика администрации ЛПУ по отношению к медперсоналу;
4) восприятие медработником справедливости внутренних и внешних вознаграждений за свой труд;
5) уверенность в стабильности своего положения;
6) отношение медработника к своей профессии;
7) понимание медработником своей роли в профессиональной деятельности;
8) длительный срок работы на одном и том же месте без изменения содержания деятельности.
Руководство – авторитарная модель, при пассивной роли больного в лечебном процессе, когда медработник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимости лечебных мероприятий.
Партнерство – сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.
Контрактная – сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.
1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.
2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.
3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.
https://www.youtube.com/watch?v=tvcenter
Общие правила общения с пациентом.
1. Проявление искреннего интереса к пациенту.
2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.
3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.
4. Доброжелательность, приветливость.
5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.
6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.
7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».
8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.
9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.
10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.
12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.
Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре
Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.
Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.
Для детей дошкольного возраста характерно:
- отсутствие осознания болезни в целом;
- неумение формулировать жалобы;
- сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы болезни;
- восприятие лечебных и диагностических процедур как устрашающих мероприятий;
- усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
- чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.
Деонтологическая тактика – эмоциональное теплое отношение, отвлечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведение процедур с уговорами., профессиональное обращение с родственниками больного ребенка.
Для подростков характерно:
- преобладание психологической доминанты возраста – «притязание на взрослость»;
- бравада как форма самозащиты при внутренней психологической ранимости;
- пренебрежительное отношение к болезни, факторам риска.
Деонтологическая тактика – общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.
При работе с пациентамиработоспособного возраста.
Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.
Деонтологическая тактика – ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнительных пациентов.
– психологическая доминанта возраста – «уходящая жизнь», «приближение смерти»;
– чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;
https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin
– возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, сужение интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение возможности самообслуживания;
– интерпретация болезни только через возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.
Модели взаимодействия медработника и пациента
Особенности общения с пациентом в стационаре
Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.
Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.
Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.
Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.
Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность.
При острых инфекционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе.
Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей существенным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родителями иногда может лишь взволновать больного ребенка, который частично адаптировался к больничным условиям.
В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.
Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.
Общение в сложных конфликтных ситуациях
Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Человеческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотношения людей, зависит от их психологической грамотности.
Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характерологические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.
В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.
– несовместимости характеров и психологических типов;
– наличии темперамента холерика;
– отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.
– критически оценивать партнера;
– приписывать ему плохие намерения;
– демонстрировать знаки превосходства;
– обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;
– игнорировать его интересы;
– видеть все только со своей позиции;
– преувеличивать свои заслуги;
– раздражать, кричать, нападать;
– задевать «болевые» точки партнера;
– обрушивать на партнера множество претензий.
Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.
Реалистические (предметные) – вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.
Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.
Нереалистические (беспредметные) – имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например – предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.
Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, столкновения и кризисы.
Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример – пациент после сделанного замечания вновь опоздал на процедуру.
Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней;
Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опасения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмоционального срыва, если они будут продолжаться; опасение физического насилия.
Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.
Барьеры общения — это те многочисленные факторы, которые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, предрассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.
Содержательная сторона общения реализуется через способы и средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык, однако параллельно с ним широко используются и неречевые средства общения.
Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.
Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему).
Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один – «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации.
С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассивное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слушание, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.
Медработник в основном контактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общаться с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела.
Важность языка тела обусловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической поддержке и заботливом к себе отношении.
Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушивании сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторону пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также активное использование прикосновений, выражающих поддержку (держать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процесса общения с пациентом и использование ободряющих междометий.
Основы социопсихсоматики.
Медицинская психология — это отрасль психологической науки, которая использует психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний.
— деятельность врача, медицинского персонала и их отношение к пациенту;
— влияние болезней на психику;
— психологические проявления болезни в динамике;
— психологию больных и их отношения между собой;
— определяет роль психических факторов в предупреждении, возникновении и течении психосоматических заболеваний, ятрогений (неблагоприятное изменение психического состояния, возникающее в результате ненамеренного внушающего воздействия медицинского работника на пациента);
— разрабатывает принципы и методы психологических исследований в клинике;
— изучает психологический климат ЛПУ.
1) связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний;
2) связана с применением психологии в клинике соматических заболеваний.
Психосоматика — влияние психических состояний на соматические процессы.
Общая | Частная |
Изучение основных закономерностей психологии больного, психологии медицинского работника, общение медицинского работника и больного, психологического климата отделения; Исследование психосоматических и соматопсихических взаимоотношений в процессе болезней; Изучение индивидуальных особенностей человека; Изучение медицинской деонтологии; Изучение психогигиены и психопрофилактики. | Изучение особенности психологии конкретных больных при определенных психических и соматических заболеваниях, физических дефектов; Психические явления у пациентов при подготовке и проведении хирургических операций; Медико-психологические аспекты трудовой, военной и судебной экспертизы. |
1) психогигиена — система специальных мероприятий, задача которых сохранение и укрепление психического здоровья человека;
2) психотерапия — комплекс лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения и самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваний;
3) психопрофилактика — система мероприятий, цель которых изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний, их своевременное выявление и устранение.
1) психология больного;
2) психология лечебного взаимодействия;
4) патопсихология;
5) психология индивидуальных различий;
6) возрастная клиническая психология;
7) семейная клиническая психология;
8) психология девиантного поведения;
9) психологическое консультирование;
10) психокоррекция и психотерапия;
11) неврозология;
12) психосоматическая медицина.
1) беседа;
2) наблюдение;
3) эксперимент;
4) тестирование.
Психологические методы не являются основными при оценке индивидуальных особенностей личности, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента.
Любая болезнь распознается на основании ее объективных признаков (симптомов), которые в структуре каждой отдельной формы болезни объединяются в комплекс симптомов (синдромы).
В настоящее время, в связи с продолжающимся дроблением болезни и специальностей, общее правило лечить больного, а не болезнь становится особенно важным медико-психологическим принципом деятельности любого врача.
1) соматические болезни (внутренние);
2) нервные болезни — болезни НС и головного мозга;
3) психические болезни — расстройство субъективно-рассудочных форм деятельности человека.
1) вероятность летального исхода;
2) вероятность инвалидизации и хронификации;
3) болевая характеристика болезни;
4) необходимость радикального или паллиативного лечения;
5) влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;
6) социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;
7) влияние болезни на семейную и сексуальную сферу;
8) влияние болезни на сферу развлечений и интересов.
Д/з: конспект — «Здоровье» (понятие, критерии, влияние болезни на родственников и т. д.)
Здоровье.
Здоровье — это правильная, нормальная деятельность животного организма.
Основные критерии здоровья человека.
соматическое здоровье — нормальное функционирование органов и систем организма;
физическое здоровье — развитость и тренированность тела человека;
психическое здоровье — нормальное функционирование психики и сознания;
сексуальное здоровье — полноценное осознание человеком своей сексуальности и способность к продлению рода;
нравственное здоровье — способность к адекватному поведению и уважение моральных норм.
полноценное генетическое и физиологическое развитие;
отсутствие болезней, патологий и мутаций;
отсутствие увечий и дефектов;
отсутствие отклонений и психике и умственном развитии;
https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru
нормальное сексуальное развитие, способность к репродукции.