Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

Органическое поражение головного мозга: разновидности, симптомы, лечение

Определение «органическое поражение» обозначает, что при заболевании происходят патологические изменения в структуре мозговой ткани. При других заболеваниях тоже могут происходить изменения в структуре нервной ткани, но термин «органический» указывает на то, что в этом случае известна причина поражения мозга или природа такого поражения.

Для диагностики органических заболеваний применяется диагностическое оборудование для исследования структуры мозга. В этом состоит отличие органических нарушений от функциональных психических расстройств.Различают три степени тяжести органических нарушений:

  1. Легкая степень, когда дистрофическим изменениям подверглись 5 – 20 % ткани мозга. Такие расстройства встречаются часто и, как правило, не требует интенсивных методов лечения.
  2. Средняя степень нарушения – 20 – 50 % деструкции ткани. Проявляется различными расстройствами деятельности нервной системы. Необходимо медицинское вмешательство.
  3. Тяжелая степень повреждения – 50 – 70 % мозговой ткани повреждено. Наблюдаются тяжелые нервно-психические расстройства, часто все медицинские усилия дают относительный и кратковременный положительный эффект.

Исходы органического поражения мозга делят по трем направлениям:

  1. Практически полное выздоровление при условии, что нет заметных дефектов в структуре мозга. Человек возвращается к полноценной жизни.
  2. Нарушения, не представляющие опасности для жизни, но пациент в разной степени не может обслужить себя, не может продолжать работать.
  3. Грубые нарушения – человек прикован к постели, нуждается в постоянном постороннем уходе.

Последствия органического поражения головного мозга зависят от объема, расположения погибших нервных клеток, функций, которые они выполняют, от причины, вызвавшей это заболевание. Большое значение имеют возраст пациента, своевременная постановка диагноза, правильное лечение.

Одна из частых причин неврологических нарушений в детском возрасте – внутриутробная инфекция. Наиболее тяжелые поражения бывают при врожденной краснухе, цитомегалии, токсоплазме, сифилисе. Последствия, к которым приводит инфицирование плода, зависят не столько от типа возбудителя, сколько от того, на каком месяце внутриутробного развития это инфицирование произошло.

  • беспокойство ребенка, плаксивость, прерывистый ночной сон, отказ от еды;
  • повышенная чувствительность к прикосновениям, звуку, свету;
  • появление рвоты;
  • повышение температуры тела в пределах 37,5 – 38°С;
  • потеря веса;
  • повышение тонуса мышц;
  • напряжение большого родничка;
  • судороги.

Другие очаговые симптомы органического поражения: грубое сходящееся или расходящееся косоглазие, ассиметрия лица, непроизвольные колебательные движения, расстройства голосообразования и глотания, ослабление мышц и другое.У многих детей с последствиями раннего поражения головного мозга наблюдаются черты дисплазии (нарушения в развитии тканей, органов или частей тела):

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

деформация черепа, лицевого скелета, ушных раковин, широко расставленные глаза, высокое небо, неправильный рост зубов, выдающаяся вперед верхняя челюсть и другое.Распространенные последствия раннего поражения головного мозга – церебрастенический синдром, неврозоподобный синдром, синдром гиперактивности. (Синдром – это совокупность определенных симптомов).

Церебрастения – одно из проявлений органического психосиндрома. Повышенная утомляемость сочетается с головными болями, головокружениями, ослаблением памяти, повышенной истощаемостью интеллектуально-познавательной деятельности.Для синдрома характерны вегетативные расстройства: непереносимость жары, духоты, поездки в транспорте, мелькания за окном при движении; при наклонах туловища легко возникают слабость, потемнение в глазах, чувство дурноты.

В раннем детстве редко можно наблюдать очерченные картины невроза. Чаще это кратковременные невротические реакции из-за испуга, неприятного для ребенка запрета со стороны родителей. Симптомы органического поражения мозга у ребенка и у взрослого различны. У взрослого из психиатрических нарушений это неврастения, истерия, навязчивые идеи.

У ребенка же преобладают соматовегетативные и двигательные расстройства: энурез, заикание, тики.Частое проявление детских неврозов – страхи. В раннем детстве это боязнь животных, сказочных персонажей, героев кинофильмов. В дошкольном и младшем школьном возрасте – страх темноты, одиночества, разлуки с родителями, смерти родителей, страх перед началом учебы в школе.

Страхи чаще возникают у детей с тревожно-мнительным характером и повышенной впечатлительностью, внушаемостью, боязливостью. На появление страхов влияет гиперопека родителей (постоянные тревожные опасения за ребенка), ссоры, конфликты в семье.

Развернутых картин истерического невроза у детей нет. Чаще это аффект-респираторные приступы с громким плачем, на высоте которого развивается остановка дыхания. Ребенок синеет и на несколько секунд теряет сознание. Такие психогенные реакции возникают с одинаковой частотой у мальчиков и у девочек.

Гиперкинетическое расстройство (гипердинамический синдром, дефицит внимания с гиперактивностью) – относительно частое нарушение развития. Обычно возникает в первые 5 лет жизни, значительно чаще у мальчиков.Характерны чрезмерная активность, подвижность, отвлекаемость, нарушение внимания, препятствующее регулярным занятиям и усвоению школьного материала.

Начатое дело не завершается. При хороших умственных способностях дети быстро перестают интересоваться заданием, теряют и забывают вещи, ввязываются в драки. Они не могут усидеть у экрана телевизора, постоянно донимают окружающих вопросами, толкают, щиплют и дергают родителей и сверстников. Отмечается недостаток организованности и воли.

Поведение нормализуется в возрасте 12 – 20 лет. Но для предупреждения развития противоправного поведения необходимо начинать лечение как можно раньше. Терапия основана на настойчивом, структурированном воспитании: строгий контроль со стороны родителей и воспитателей, регулярные занятия спортом. Кроме психотерапии назначаются психотропные препараты.

Головной мозг – сложно устроенный, но одновременно крайне важный орган человеческого организма.

Возможные патологии, происходящие в его структурах, проявляют себя посредством различных неврологических нарушений, часто из-за серьезных заболеваний головного мозга человек становится инвалидом на всю оставшуюся жизнь или умирает, потому как негативные процессы обычно имеют необратимый характер.

Многие ученые сейчас говорят о том, что появление новых технологий являет собой новую эпоху в медицине, ведь, по сути дела, уже прошел ряд успешных операций по пересадке человеку искусственных органов.

Поэтому очень важно сохранить здоровыми клетки и ткани головного мозга, это может стать залогом крепкого здоровья и долголетия, потому что многие процессы, происходящие в организме, контролируются и управляются именно центральной нервной системой, во главе которой находится головной мозг.

На сегодняшний день медициной выявлено много опасностей, которые могут поразить головной мозг. В их числе:

  1. инфекционное поражение;
  2. поражение мозга органической природы;
  3. сосудистые заболевания в структурах головного мозга;
  4. отравление мозга различными химическими и наркотическими веществами и биологическими соединениями;
  5. черепно-мозговые травмы;
  6. доброкачественные и злокачественные опухоли и кисты, иными словами, инородные тела в структуре головного мозга.

Каждая из этих опасностей для мозга возникает из-за определенного набора причин и факторов риска, однако зачастую предсказать заболевание не получается, потому как оно может быть обусловлено наследственной предрасположенностью или сбоем в работе генов, иначе говоря, генными мутациями.

Учитывая то, что головной мозг стоит в центре всех эндокринных процессов, процессов осуществления своей деятельности органами чувств, деятельности опорно-двигательного аппарата, сердцебиения и кровотока, нетрудно предсказать тот факт, что заболевание нервной системы сказывается негативно на общем состоянии организма, причем не только физиологическом, но и моральном и эмоциональном.

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

Органические поражения головного мозга обычно без труда выявляются посредством проведения некоторых процедур, например, магнитно-резонансной или компьютерной томографии, нейровизуализации, электроэнцефалографии.

Их особенность заключается в видимых поражениях определенных зон головного мозга, очень часто наблюдается поражение лобной доли, височных областей.

Органическими поражениями являются как инородные тела, присутствующие в структуре головного мозга, так и проблемы с кровеносными сосудами и с общим состоянием кровообращения.

Итак, медицина выделяет несколько видов органических поражений центральной нервной системы и головного мозга:

  1. сосудистые поражения – возникают чаще всего при таких болезнях, как атеросклероз, болезнь Альцгеймера, сердечно-сосудистые заболевания, локализующиеся в других зонах тела, остеохондроз позвоночника. Во многих случаях поражению головного мозга способствует передавливание или повреждение сосудов, нарушение скорости и ритма кровообращения, состояние гипоксии – кислородного голодания головного мозга;
  2. интоксикация химическими, наркотическими веществами, алкогольными напитками. При отравлении поражаются отдельные мозговые ткани и клетки, локализующиеся на определенном участке. Зона поражения может увеличиваться в размерах, очень часто отравление ведет к быстрой деменции, другим патологиям нервной системы, о чем говорят внешний признаки неврологических нарушений организма;
  3. инородные тела – злокачественные или доброкачественные опухоли, которые способны увеличиваться в размерах, что способствует поражению мозговой ткани, передавливанию сосудов.

Описание резидуально-органического поражения ЦНС

Как известно, ЦНС представляет собой слаженную систему, в которой каждое из звеньев выполняет важную функцию. Вследствие чего поражение даже малого участка мозга может привести к нарушению в работе организма. В последние годы повреждение нервной ткани всё чаще наблюдается у пациентов детского возраста.

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

В большей степени это касается только родившихся малышей. В подобных ситуациях выставляется диагноз «резидуально-органическое поражение ЦНС у детей». Что это такое и поддаётся ли данное заболевание лечению? Ответы на данные вопросы беспокоят каждого родителя. Стоит иметь в виду, что подобный диагноз представляет собой собирательное понятие, в которое может входить множество различных патологий.

Подбор терапевтических мероприятий и их эффективность зависят от распространённости повреждения и общего состояния пациента. Иногда резидуально-органическое поражение ЦНС встречается у взрослых. Зачастую патология возникает вследствие перенесенных травм, воспалительных заболеваний, интоксикации. Понятие «резидуально-органическое поражение ЦНС» подразумевает какие-либо остаточные явления после повреждения нервных структур.

Синдромы при резидуально-органическом поражении ЦНС

Здравствуйте. Для начала я бы вам рекомендовала посетить отоларинголога, проверить слух. Не пугайтесь, меня кое-что насторожило в вашем рассказе, просто хочу убедиться. В центре только один логопед, дефектолог? Как они одеты? Их возраст? Опешите их поведение с ребенком?

Здравствуйте еще раз, Ирина Алексеевна! По поводу слуха у меня опасений не возникало, потому что, например, я только зашуршу на кухне конфетной оберткой, так сыночек из зала несется уже, заслышав шуршание (а у нас 3-хкомнатная квартира), также любимую рекламу услышит по телевизору в другой комнате и бежит смотреть.

По поводу специалистов: логопед и дефектолог – 2 божьих одуванчика лет за 65, одеты соответственно – кофта, юбка. Занятия проходят так: дефектолог дает, например, картинку из 2 частей – надо их соединить. Или нужно расставить фигуры по цвету и размеру, это все мы вроде делаем, но то ли с неохотой, то ли с трудом, а потом начинаем или бегать по кабинету (в это время дефектолог нас пытается держать за руки и немного повышая голос, заставляет делать задание), или своей игрой любимой занимаемся.

По словам дефектолога, мне нужно везде и всюду ему объяснять, что это делать нельзя, так себя вести некрасиво, что можно делать, а чего нельзя (ничего нового). Вроде бы все 4,5 года этим только и занимаюсь, т. е. пытаюсь вписать его в социум. Логопед тоже, то удерживая его за руки, пытается выполнить за него задание, то прикрикивая на него, пытается привлечь к нему внимание.

Надо отдать должное им, за правильно выполненное задание сразу следует похвала в адрес сына. Но, поскольку ему то ли не очень интересно, то ли из-за гиперактивности, то ли из-за аутичных проявлений он подолгу не может заниматься одним делом, то нас выставляют минут через 10. Соц. работник – молодая женщина, в последний раз с ней он позанимался минут 25 (я вышла), но тоже не сидим спокойно.

Она тоже ему дает задание и настойчиво ему предлагает выполнить ему, при этом постоянно его усаживая обратно на стул. Любимый специалист у нас – соц. педагог – мужчина, потому что он играет нам на гармошке каждый раз. Давлатик впервые услышал гармонь вживую, я думала он испугается, но нет, ему очень понравилось и с тех пор он в предвкушении концерта каждый раз идет к нему на занятия.

Вообще-то, соц. педагог позволяет нам сначала обследовать весь кабинет, попрыгать, а потом приступаем к занятиям в форме игры. Помимо этих специалистов, еще есть психолог, сенсорная комната, мелкая моторика, рисование, лфк. У психолога очередь, мы к нему так и не попали (уходит в отпуск), мелкая моторика нам не нужна вроде бы (рассыпаем и собираем мелкий бисер, мелкие гвоздики). Вот и все.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

За три недели занятий больших сдвигов не замечаю, все это мы и дома делаем. Я думаю так: занятия с такими детьми должны проводить все специалисты в комплексе при помощи современных методик, а когда одного специалиста нет, у другой – запись на 10 дней вперед, что толку ходить. Сегодня пришла из магазина, он сразу к сумке, достает продукты, говорит: апесин, банан, массо, а начинаю его просить повторить – не говорит. Вопрос: как вызвать у него речь? Заранее спасибо.

Здравствуйте. Вы не сами не готовы к правильной коррекционной работе. Говорю сразу, быстро ничего не будет, готовьтесь засесть минимум на год. Прогресс будет, но маленькими шагами. Специалисты правильно работают с ребенком. Возможно вам ребенок, просто не воспринимает должно женщин. За поведением нужно следить и воспитывать тоже.

Это введение в социум. Сразу у вас не появиться речь. С гиперактивностью должен работать психолог, вам очень надо к нему попасть, еще запишитесь в бассейн. Мальчик показывает характер всем. Характер должен быть, но установка у ребенка должна быть на занятия со специалистом и это ваша задача. Удивлены?

Существуют описания отдельных клинических форм и синдромов: «орга­ническая психопатия», «синдром органического дефекта», «хронический орга­нический психосиндром» и др. С. С. Мнухин (1968) выделял резидуально-органические невропатию и психопатию, умственную отсталость и времен­ные задержки развития, частичные недоразвития.

В МКБ-9 выделяли раздел 310 «Специфические непсихотические пси­хические расстройства на почве органического поражения головного моз­га», куда были включены «синдром лобной доли», «изменение личности или познавательных способностей» вследствие указанных поражений головно­го мозга.

Классификация резидуально-органических нервно-психических расстройств по В. В. Ковалеву (1988)

1) синдромы нарушения развития отдельных систем мозга: речи, пси­хомоторики, пространственных представлений, чтения, письма, счета и др.;

2) синдромы психического и психофизического инфантилизма;

3) синдром «органического аутизма» по С. С. Мнухину (1968);

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

4) синдром резидуальной олигофрении.

1) церебрастенические синдромы;

2) неврозоподобные синдромы;

3) психопатоподобные синдромы;

4) диэнцефальные (гипоталамические) синдромы — вегетативно-сосуди­стые, нервно-трофические и др.;

5) синдромы гидроцефалии;

6) эпилептиформные синдромы;

7) синдромы резидуально-органической деменции.

1) нервно-психические расстройства при детских церебральных пара­личах;

2) атипичные резидуально-органические олигофрении и др.

Если рассматривать классификацию резидуально-органических рас­стройств с позиции МКБ-10, то можно увидеть такое соотнесение с класси­фикацией В. В. Ковалева (табл. 20).

Диэнцефальные синдромы, синдромы гидроцефалии и нервно-психичес­кие расстройства при детском церебральном параличе рассматриваются в со­ответствующих разделах курса невропатологии.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

Как видно из приведенной классификации, резидуально-органические поражения головного мозга представлены разнообразными клиническими синдромами, имеющими большое сходство с таковыми при различных дру­гих нервно-психических расстройствах, таких как неврозы, расстройства лич­ности, эпилепсия, а в ряде случаев — психозы различной этиологии, в том числе и шизофрения.

Учитывая сложности систематизации резидуально-органических пораже­ний головного мозга, представляется уместным рассмотреть клинические ва­рианты с позиции периодизации психического развития и уровней реагиро­вания по В. В. Ковалеву.

При проведении дифференциального диагноза с другими нозологичес­кими формами заболеваний необходимо учитывать, что при всем многообра­зии синдромов резидуально-органического генеза есть общие характеристи­ки, присутствующие при любом синдроме.

1. При всем разнообразии клинических форм резидуально-органических поражений головного мозга, частом их сочетании между собой у одного и того же пациента, «сквозным» синдромом (который можно выявить у всех паци­ентов с этой патологией) является астенический (церебрастенический) синд­ром; при этом он есть у пациентов всех возрастных групп и характеризуется астеническими проявлениями в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах.

2. Клиническая картина других синдромов органического поражения головного мозга во многом определяется тем периодом психического разви­тия, на котором в данный момент находится пациент.

3. Наличие резидуально-органического поражения головного мозга не ис­ключает развития у пациента других нозологических форм нервно-психи­ческих расстройств, как эндогенных, так и психогенных, то есть как психо­тического, так и невротического уровня.

При этом резидуально-органическое поражение головного мозга явля­ется патопластической основой возникающего расстройства, во многом опре­деляющей характер его симптомов. Например, невротические и соматоформные расстройства у детей и подростков очень часто возникают у тех из них, которые имеют те или иные симптомы или синдромы резидуально-органи­ческого генеза.

Не случайно проблемам дифференциального диагноза резидуально-органических и невротических расстройств уделяется много внимания (см. раз­дел «невротические и соматоформные расстройства»).

4. Для всех синдромов резидуально-органического генеза характерно на­личие в неврологическом статусе микроневрологической симптоматики, под­тверждающей этиологию синдрома.

5. При всех синдромах резидуально-органического генеза имеются в раз­ной степени выраженности параклинические признаки, подтверждающие ди­агноз (изменения ЭЭГ, рентгенограммы черепа, пневмоэнцефалограммы, спе­цифические признаки при психологических исследованиях).

6. Симптомы соматовегетативных нарушений, оформляющиеся в виде диэнцефального синдрома, или присутствующие в виде отдельных характер­ных симптомов, таких как метеозависимость, непереносимость жары, холода, укачивания, повышенная потливость конечностей, термолабильность, лабиль­ность веса, аппетита, стула и других вегетативных функций.

Органическое поражение головного мозга считается совокупностью различных отклонений, которые находятся в области головного мозга.

Заболевание имеет совершенно разную патологию и различный вид повреждений. Но, наличие этой болезни говорит о развитой или врожденной неполноценности тканей головного мозга.

Болезнь имеет большой список симптомов, но так как это считается поражением центральной нервной системы, в основном она проявляется в виде расстройства слуха, речи, памяти, интеллекта и других жизненно важных функций головного мозга. Читайте больше про изменения головного мозга.

Размеры разрушений напрямую влияют на степень проявления недуга. Органическое поражение головного мозга имеет несколько подтипов.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

Как сказано выше, заболевание относится к поражению центральной нервной системы, главной частью которой является человеческий мозг, а, следовательно, это относится к неврологическим и сосудистым патологиям. Более подробно про неврологические заболевания у детей читайте в аналогичной статье.

  • Гестоз, аномалии пуповины, гипоксия.
  • Вредные привычки матери (злоупотребление спиртными напитками, курение, прием наркотиков).
  • Скудное питание, при котором беременная не пополняла свой рацион важнейшими микроэлементами и питательными веществами.
  • Хронические и острые заболевания будущей матери.
  • Травма при родах.
  • Слабая родовая деятельность, преждевременное отслоение плаценты.
  • Глубокая недоношенность.
  • Инфекционные болезни.
  1. Генетическая предрасположенность. Если у родителей имеются какие-либо психоэмоциональные отклонения, то риск развития их у малыша повышается. Примерами могут являться такие патологии, как шизофрения, неврозы, эпилепсия.
  2. Хромосомные аномалии. Причина их возникновения неизвестна. Неправильное построение ДНК связывают с неблагоприятными факторами внешней среды, стрессом. Из-за хромосомных нарушений возникают такие патологии, как болезнь Дауна, синдром Шершевского-Тернера, Патау и т. д.
  3. Воздействие физических и химических факторов на плод. Имеется в виду неблагоприятная экологическая обстановка, ионизирующее излучение, употребление наркотических средств и лекарственных препаратов.
  4. Инфекционные и воспалительные заболевания в период закладки нервной ткани эмбриона.
  5. Токсикозы беременности. Особенно опасными для состояния плода являются поздние гестозы (пре- и эклампсия).
  6. Нарушение плацентарного кровообращения, железодефицитная анемия. Эти состояния приводят к ишемии плода.
  7. Осложненные роды (слабость маточных сокращений, узкий таз, отслойка плаценты).
  1. Посттравматическая болезнь. Независимо от того, когда произошло повреждение ЦНС, остаются остаточные (резидуальные) симптомы. Часто к ним относят головную боль, судорожный синдром, психические расстройства.
  2. Состояние после оперативного вмешательства. Особенно это касается опухолей головного мозга, которые удаляют с захватом близлежащей нервной ткани.
  3. Приём наркотических средств. В зависимости от разновидности вещества симптомы резидуально-органического поражения могут отличаться. Чаще всего серьёзные нарушения наблюдаются при длительном приёме опиатов, каннабиноидов, синтетических наркотиков.
  4. Хронический алкоголизм.
  • органическое поражение мозга;
  • поражение инфекционной природы ;
  • заболевания сосудов головного мозга ;
  • опухоли (как доброкачественные, так и злокачественные);
  • различные врожденные патологии;
  • заболевания мозга, которые связаны с травматизацией или неправильным строением;
  • ионизирующее облучение;
  • интоксикация различными веществами;
  • отрицательное воздействие электромагнитных полей;
  • смешанное поражение.

ОЗГМ в психиатрии

Не каждый знает, что такое органическое поражение головного мозга. Основными признаками расстройства являются:

  • Апатия.
  • Рассеянность.
  • Логоневроз.
  • Нарушение концентрации внимания.
  • Заторможенность.

Органические поражения мозга у пожилых людей часто проявляются синдромом деменции, когда человек начинает забывать имена близких людей, важные даты, слова. При дальнейшем развитии патологии пострадавший не может адекватно мыслить, составлять предложения, выражать эмоции.

Чаще всего симптомы резидуально-органического поражения ЦНС проявляются через некоторое время после воздействия неблагоприятного фактора. При перинатальной гипоксии плода нарушения могут быть заметны уже в первый месяц жизни. В зависимости от степени поражения могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Незначительное повреждение нервной ткани: плаксивость, плохой сон, снижение памяти. В школьном возрасте у ребёнка может наблюдаться синдром дефицита внимания и гиперактивности, склонность к истерическим состояниям, фобиям.
  2. Повреждение ЦНС средней степени тяжести имеет такие проявления, как постоянный плач, отказ от груди, судорожный синдром, энурез.
  3. В тяжёлых случаях наблюдается очаговая неврологическая симптоматика. К ней относят мышечную слабость, парезы и параличи конечностей, задержку физического и умственного развития, генерализованные судороги и т. д.

Практически не существует определенных симптомов, которые появляются при органическом поражении головного мозга. Это связано с тем, что любое проявление зависит от главного заболевания, которое и привело к поражению мозга.

Можно выделить симптомы, которые будут характерны практически для всех сопутствующих патологий:

  • сниженная активность;
  • апатия, отсутствие интереса к чему-либо;
  • появляется неряшливость.

Потеря памяти более редкий симптом, но также встречающийся. Больные могут забыть, как зовут их родственников или друзей, свою внешность. Происходит нарушение счета и люди не смогут перечислить цифры от 1 до 10 или вспомнить последовательность дней недели.

Нарушения письма и речи проявляются в перестановке слогов и слов. В самых тяжелых случаях человек не сможет самостоятельно говорить, а сможет только повторить небольшую фразу, которую услышит. В эмоциональном плане возможно несколько исходов.

Либо человек становится своего рода безэмоциональным, реагирующим на все слишком спокойно, что не может не броситься в глаза. Либо наоборот, проявление эмоций неадекватное и извращенное. Возможно появление галлюцинаций.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

Несмотря на огромное разнообразие причин, которые вызывают нарушения в работе мозга, в психиатрии наблюдается схожесть симптомов при различных органических заболеваний. Объясняется это тем, что при историческом развитии человеческий мозг выработал ограниченное число стандартных реакций на все возможные внешние воздействия.

  • отчетливое ухудшение памяти;
  • нарушение интеллекта;
  • эмоциональная несдержанность;
  • изменения личности.

Для обозначения всего комплекса органических психических расстройств используется понятие «психоорганический (энцефалопатический) синдром». Для него характерны такие нарушения:

  • ухудшение памяти вплоть до утраты способности запоминать и воспроизводить новые сведения;
  • ухудшение понимания вплоть до слабоумия;
  • несдержанность в эмоциях (например, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, или мрачная раздражительность, неприязнь к окружающим);
  • медлительность и взрывчатость, иногда равнодушие и пассивность;
  • эгоцентризм;
  • приземленность интересов.

Органические поражения нарушают мыслительные способности. Меняется темперамент больного: нарастает раздражительность, взрывчатость, неумение сдерживать нахлынувшие эмоции. Эмоциональная подвижность может напоминать проявление истерической психопатии. Это сочетается с медлительностью, застреваемостью, мелочностью, злопамятностью.

В характере отчетливо проступают черты правдолюбия, нетерпимости. Чужая беда мало задевает пациентов. Основной интерес – бытовые проблемы. Расстройства памяти не дают возможности больным плодотворно мыслить о недавних событиях, поэтому они говорят о прошлом. В своих воспоминаниях они неутомимы, заставляя окружающих выслушивать бесконечные рассказы о том, как хорошо жилось раньше.

В зависимости от тяжести органического заболевания возможны разная степень проявления расстройств – от мягких (утомляемость, заострение личностных черт, астенический синдром) до самых тяжелых: корсаковский амнестический синдром, тотальное слабоумие и маразм.Астенический синдром проявляется повышенной утомляемостью, ослаблением или утратой способности к продолжительному физическому и умственному напряжению. Для астении характерны:

    • раздражительная слабость – повышенная возбудимость и быстро наступающая вслед за ней истощаемость;
    • эмоциональная подвижность с преобладанием пониженного настроения с чертами капризности, неудовольствия, слезливость;
    • непереносимость яркого света, громких звуков и резких запахов;

при состояниях крайнего психического утомления у больных возникает

  • поток ярких образных представлений, возможны наплывы непроизвольно появляющихся посторонних мыслей и воспоминаний.

Астенические расстройства развиваются постепенно, их интенсивность нарастает.При корсаковском синдроме события, предшествующие болезни, пациент часто забывает и оказывается беспомощным в новой ситуации. Больной не может сохранять в памяти события, которые произошли с момента начала болезни. Он не ориентируется в датах и времени, не может запомнить название больницы, не знает, сколько времени провел в стационаре, как давно болен, не может найти свою палату и вещи.Такое нарушение памяти плохо поддается лечению, часто стойко сохраняется годами.

Диагностика

Чтобы понять, в чем кроются основные причины и симптомы патологического состояния, пациента направляют на компьютерную томографию мозга. Данное исследование позволяет точно определить проблемные зоны:

  • При нарушении в лобной доле возможны психические отклонения, потеря обоняния, затруднение речи.
  • Затронутая повреждением теменная область проявляется пониженным вниманием, ночными и дневными судорогами, сбоем всех видов чувств.
  • Нарушение в височной доле проявляется в виде эписиндрома, логоневроза, потери слуха.
  • Галлюцинации, снижение остроты зрения, нарушенная устойчивость возникает при повреждении затылочной части.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

Органические поражения несложно выявлять с помощью технологичных процедур, таких, как магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография, нейросонография. Зоны поражения обычно видны на снимках, в результате врач, заметив пораженный участок, в своем прогнозе будет отталкиваться от того, за что является ответственным данный локальный участок. Например, при стволовом поражении страдают одни функции, при поражении коры головного мозга – другие.

Важно понимать, что от качества диагностики зависит и эффективность лечения человека.

Лечение органического поражения головного мозга предполагает длительный процесс, поэтому родным больного взрослого человека или малыша нужно побольше времени уделять ему, уходу за ним, по возможности терпеть его выходки, негативные психические состояния.

При своевременном выявлении поражения и при правильной терапии прогноз постепенно улучшается.

Если говорить о медикаментозном лечении, то нужно принимать седативные препараты, ноотропы и витамины.

Также не следует пренебрегать и физиотерапией, лечебными ваннами, массажами.

Механизм развития поражения ЦНС

Резидуальное поражение ЦНС всегда вызвано неблагоприятными факторами, предшествовавшими ранее. В большинстве случаев основой патогенеза подобных симптомов является ишемия головного мозга. У детей она развивается ещё в период внутриутробного развития. Из-за недостаточного кровоснабжения плаценты плод получает мало кислорода.

В результате нарушается полноценное развитие нервной ткани, возникают фетопатии. Значительная ишемия приводит к задержке внутриутробного развития, рождению ребёнка раньше срока гестации. Симптомы гипоксии головного мозга могут проявляться уже в первые дни и месяцы жизни. Резидуально-органическое поражение ЦНС у взрослых чаще развивается вследствие травматических и инфекционных причин. Иногда патогенез нервных расстройств связан с метаболическими (гормональными) нарушениями.

Лечение органического поражения ЦНС

Означает данный диагноз то, что головной мозг человека в определенной степени является неполноценным.

Но, если легкая степень (5-20 %) “органики” (органического поражения ЦНС) присуща практически всем людям (98-99 %) и не требует каких-либо особенных медицинских вмешательств, то уже средняя степень (20-50 %) органики является не просто количественно иным состоянием, а качественно иным (принципиально более тяжелым) видом нарушения деятельности нервной системы.

Причины возникновения органических поражений делятся на врожденные и приобретенные. К врожденным относятся случаи, когда во время беременности мать будущего ребенка перенесла какую-либо инфекцию (ОРЗ, грипп, ангина и т.д.), принимала некоторые лекарства, алкоголь, курила.

Единая система кровоснабжения принесет в организм зародыша гормоны стресса в периоды психологического напряжения матери.

Кроме этого, влияют и резкие перепады температуры и давления, воздействие радиоактивных веществ и рентгеновского излучения, токсических веществ, растворенных в воде, содержащихся в воздухе, в пище и т.д.

Существует несколько особенно критических периодов, когда даже незначительное внешнее воздействие на организм матери может привести к гибели плода или вызвать столь существенные изменения в строении организма (и, в том числе, головного мозга) будущего человека, что, во-первых, никакими вмешательствами медиков не исправить, а во-вторых, эти изменения могут привести к ранней гибели ребенка до 5 – 15-летнего возраста (и обычно об этом матери сообщают) либо вызывают инвалидизацию с самого раннего возраста.

И в самом лучшем случае приводят к возникновению выраженной неполноценности головного мозга, когда даже при максимальном напряжении мозг способен работать лишь на 20-40 процентов от своей потенциальной мощности. Практически всегда этим нарушениям сопутствуют разной степени выраженности дисгармонии психической деятельности, когда при сниженном умственном потенциале заостряются далеко не всегда положительные качества характера.

Травмы головного мозга с потерей сознания или без него, длительные общие наркозы или короткие, прием наркотиков, злоупотребление алкоголем, длительный (несколько месяцев) самостоятельный (без назначения и постоянного контроля опытного психиатра или психотерапевта) прием некоторых психотропных препаратов могут привести к некоторым обратимым или необратимым изменениям работы головного мозга.

Диагностика органики достаточно простая. Профессионал-психиатр уже по лицу ребенка может определить наличие или отсутствие органики. И, в некоторых случаях, даже степень ее выраженности. Другой вопрос, что видов нарушений в работе головного мозга сотни, причем они находятся в каждом конкретном случае в совершенно особом сочетании и связи между собой.

Лабораторная диагностика основана на проведении серии достаточно безобидных для организма и информативных для врача процедур: ЭЭГ – электроэнцефалограммы, РЭГ – реоэнцефалограммы (исследование сосудов мозга), УЗДГ (М-эхоЭГ) – ультразвуковая диагностика головного мозга. Данные три обследования подобны по форме проведения электрокардиограмме, только снимаются с головы  человека.

Компьютерная  томография  при  своем очень впечатляющем и выразительном названии на  самом деле способная выявить очень небольшое количество видов патологии головного мозга – это опухоль, объемный процесс, аневризма (патологическое расширение сосуда мозга), расширение основных цистерн мозга (при повышенном внутричерепном давлении). Самое информативное исследование – это ЭЭГ.

Отметим, что практически никакие нарушения ЦНС сами по себе не исчезают, а с возрастом не только не уменьшаются, а усиливаются и количественно и качественно. Умственное развитие ребенка напрямую зависит от состояния головного мозга.

Если мозг имеет хотя бы некоторую ущербность, то это обязательно уменьшит интенсивность умственного развития ребенка в дальнейшем (затруднение процессов мышления, запоминания и вспоминания, обеднение воображения и фантазии).

Кроме того, характер человека формируется искаженным, с той или иной степенью выраженности определенного вида психопатизации.

Центральная нервная система регулирует работу всех внутренних органов. И если она работает неполноценно, то и остальные органы, при самой тщательной заботе о каждом из них по отдельности, не будут способны в принципе нормально работать, если их плохо регулирует мозг.

Одна из самых распространенных болезней современности – вегето-сосудистая дистония на фоне органики приобретает более тяжелое, своеобразное и атипичное течение. И тем самым, она не только причиняет больше неприятностей, но и сами эти “неприятности” имеют более злокачественный характер.

Физическое развитие организма идет с любыми нарушениями – может быть нарушение фигуры, снижение тонуса мышц, уменьшение их устойчивости к физическим нагрузкам даже умеренной величины. Вероятность появления повышенного внутричерепного давления увеличивается в 2-6 раз.

Это может привести к частым головным болям и различного рода неприятным ощущениям в области головы, снижающим производительность умственного и физического труда в 2-4 раза.

Также повышается вероятность возникновения эндокринных нарушений повышается в 3-4 раза, что приводит при незначительных дополнительных стрессовых факторах к сахарному диабету, бронхиальной астме, диспропорции половых гормонов с последующим нарушением полового развития организма в целом (увеличение количества мужских половых гормонов у девочек и женских гормонов – у мальчиков), увеличивается риск возникновения опухоли  головного  мозга, судорожного синдрома (локальные или общие судороги с потерей сознания), эпилепсии (инвалидность 2 группы), нарушения мозгового кровообращения в зрелом возрасте при наличии гипертонической болезни даже средней степени тяжести (инсульт), диэнцефального синдрома (приступы беспричинного страха, различных выраженных неприятных ощущений в любой части тела, длящихся от нескольких минут до нескольких часов).

Лечение органики – это длительный процесс. Необходимо принимать два раза в год 1-2 месяца сосудистые препараты.

Сопутствующие нервно-психические нарушения также требуют своей отдельной и особой коррекции, которую должен провести врач психиатр.

Однако любой физический или химический процесс должен обеспечиваться энергией и питательными веществами. Поэтому правильное питание, отсутствие отрицательных факторов и патологических процессов необходимо для долгой и плодотворной работы головного мозга.

  • Препараты для улучшения кровоснабжения нейронов.
  • Нейропротекторы, разжижающие кровь и обеспечивающие кровоциркуляцию в тканях.
  • Противосудорожные средства.
  • При инфекционной патологии лечение заключается в приеме антибиотиков и антисептиков.

Обязательно назначают массаж, улучшающий кровообращение и физиотерапию, снимающую спазмы. Корректировать состояние, которое сопровождается психическими нарушениями необходимо комплексной терапией, включающей прием медикаментов:

  • Транквилизаторов.
  • Антидепрессантов.
  • Седативных препаратов.
  • Ноотроов.

И психотерапией с применением:

  • Психоанализа.
  • Аутотренинга.
  • Арт-терапии.

Большую роль в определении схемы лечения играет возраст пациента и его индивидуальные особенности.

Синдромы при резидуально-органическом поражении ЦНС

  1. Церебрастенический синдром. Его проявлениями считаются повышенная утомляемость, неудовлетворительное освоение школьной программы, общая слабость, плаксивость, изменения настроения.
  2. Неврозоподобный синдром. Он характеризуется развитием фобий, энуреза (неконтролируемое мочеиспускание по ночам), двигательным возбуждением (тики).
  3. Синдром гиперактивности и дефицита внимания. Наблюдается у детей младшего и среднего школьного возраста.
  4. Энцефалопатия. Основные проявления – это нарушение сна, снижение памяти, усидчивости. В тяжёлых случаях наблюдается очаговая неврологическая симптоматика, судороги.
  5. Психопатии. Характеризуется непослушанием, агрессивностью. Во взрослом возрасте – лабильностью настроения, истерическими реакциями, асоциальным поведением.

Чаще всего гипоксия головного мозга приводит к рассеянной симптоматике, когда перечисленные синдромы сочетаются между собой, выражены не сильно. Преобладание очаговой симптоматики наблюдается редко.

Нарушения и изменения

В результате поражения в головном мозгу развивается множество вариантов психопатических или невротических нарушений. Многообразие клинических проявлений связано с объемом поражения, областью дефекта. Чем больше глубина разрушений, тем четче клинические проявления. На проявление симптомов заболевания также влияют личностные качества человека, его характер.Общемозговые симптомы органической патологии проявляются следующими расстройствами:

  • общие головные боли, усиливающиеся при движении, под влиянием внешних раздражителей (шума, яркого света);
  • головокружение, усиливающееся при движении, вестибулярные расстройства;
  • тошнота и рвота, не связанные с приемом пищи;
  • многообразные вегетативные расстройства;
  • выраженный астенический синдром – состояние повышенной утомляемости, раздражительности, неустойчивого настроения, сочетающееся с вегетативными симптомами и нарушениями сна.

Очаговые неврологические симптомы зависят от того, в каком участке головного мозга развивается патологический процесс. В Таблице 1 указаны отделы мозга, функции, которые они выполняют и предполагаемые неврологические признаки при поражении конкретных отделов головного мозга.Таблица 1

Название отдела Функции Неврологические симптомы при очаговом поражении отдела
Лобная доля
  • организация произвольных движений – «заученные» двигательные акты, поддержание мышечного тонуса;
  • двигательные механизмы речи;
  • регуляция сложных форм поведения – ориентировочный рефлекс, рефлекс «что такое»;
  • процессов мышления – организация целенаправленной деятельности, перспективное планирование, формирование мышления
  • шаткая походка (неустойчивость при ходьбе);
  • снижение мышечной силы (парезы), параличи, гипертонус мышц;
  • паралич головы и движения глаз;
  • нарушения речи;
  • судороги отдельных групп мышц (джексоновские приступы);
  • большие эпилептические припадки;
  • односторонняя потеря обоняния (аносмия)
Теменная доля
  • восприятие и анализ чувствительных раздражений – распознавание на ощупь, чувство веса, мышечно-суставная чувствительность;
  • пространственная ориентация;
  • автоматизированные целенаправленные движения – ходьба, еда, одевание, механическое письмо
  • нарушение тактильной чувствительности;
  • нарушение ощущения изменения положения тела в пространстве;
  • потеря способности читать, писать или считать (дислексия, дисграфия, дискалькулия);
  • потеря способности найти определенное место (географический агнозия);
  • потеря способности идентификации знакомых предметов при их ощупывании с закрытыми глазами
Височная доля
  • восприятие слуховых, вкусовых, обонятельных ощущений;
  • анализ и синтез речевых звуков;
  • чувство равновесия;
  • механизмы памяти, сновидений
  • глухота, шум в ушах, слуховые галлюцинации;
  • потеря способности понимать музыку или язык;
  • амнезия – потеря долговременной и/или кратковременной памяти);
  • другие нарушения памяти, например дежавю;
  • сложные локализованные припадки — височная эпилепсия
Затылочная доля Восприятие и переработка зрительной информации, организация сложных процессов зрительного восприятия.
  • потеря зрения (корковая слепота);
  • выпадение восприятия правых или левых половин поля зрения;
  • неспособность узнавать знакомые предметы, цвета или лица;
  • зрительные иллюзии и галлюцинации
Ствол головного мозга В нем находится своеобразный коллектор энергии, активизирующий кору головного мозга. Располагаются жизненно важные центры: дыхания, сосудисто-двигательный, рвотный, кашлевой и т. д.
Ядра серого вещества, заложенные в стволе мозга, имеют отношение к осуществлению движений. Это важные чувствительные образования.

Профилактика резидуально-органического поражения ЦНС

Зачем нужен крошечный карман на джинсах? Все знают, что есть крошечный карман на джинсах, но мало кто задумывался, зачем он может быть нужен. Интересно, что первоначально он был местом для хр.

9 знаменитых женщин, которые влюблялись в женщин Проявление интереса не к противоположному полу не является чем-то необычным. Вы вряд ли сможете удивить или потрясти кого-то, если признаетесь в том.

Что форма носа может сказать о вашей личности? Многие эксперты считают, что, посмотрев на нос, можно многое сказать о личности человека. Поэтому при первой встрече обратите внимание на нос незнаком.

Чарли Гард умер за неделю до своего первого дня рождения Чарли Гард, неизлечимо больной младенец, о котором говорит весь мир, умер 28 июля, за неделю до своего первого дня рождения.

15 симптомов рака, которые женщины чаще всего игнорируют Многие признаки рака похожи на симптомы других заболеваний или состояний, поэтому их часто игнорируют. Обращайте внимание на свое тело. Если вы замети.

Резидуально-органическое поражение ЦНС у детей - прогноз

13 признаков, что у вас самый лучший муж Мужья – это воистину великие люди. Как жаль, что хорошие супруги не растут на деревьях. Если ваша вторая половинка делает эти 13 вещей, то вы можете с.

Постановка диагноза

Диагностика при органических очаговых болезнях мозга важна как на самых ранних этапах, так и на более поздних при уже назначенном лечении. Раннее выявление заболевания позволит предпринять меры и назначить препараты, которые смогут остановить его прогрессирование или даже пустить в обратный ход.

Очаги органического поражения мозга показаны стрелками

Анамнез позволяет определить продолжительность болезни, ее течение, связь с наследственностью. Неврологический осмотр является обязательным для выявления причин. Томография определяет атрофические очаги, которые и вызывают симптомы.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector