Нарушение речи после инсульта как восстановить

Сложности реабилитационного процесса

Неспособность человека после инсульта чётко говорить называется афазией. Это состояние является результатом:

  • разрыва нейронных связей;
  • тяжелого нарушения питания нейронов;
  • давления гематомы на нервные ткани.

Исходя из сложности поражения, можно спрогнозировать, насколько быстро у пациента после инсульта восстановится речь. Обширность поражения также играет ключевую роль: чем она больше, тем сложнее афазия. Кроме того, к основным критериям, влияющим на восстановление артикуляции, относятся:

  • зона поражения;
  • своевременность лечения;
  • качество реабилитационных мер.

Пациенты, а также их близкие, задаются вопросом, как восстановить речь после инсульта, особенно в случае её полной утраты. Прежде всего, лечение должно быть комплексным и проходить под строгим контролем медиков. Стратегия терапии определяется реабилитологом, невропатологом и логопедом, назначения которых основываются на конкретном виде речевого нарушения.

Восстановление речи после инсульта — задача №1.

Проводить лечебные и восстановительные мероприятия с пациентами, перенесшими инсульт, необходимо в первые полгода. Именно в этот период можно достичь реально положительных результатов.

Конечно, нельзя утверждать со стопроцентной вероятности, что удастся восстановить речевую функцию полностью.

Пациент должен выполнять целый комплекс специально разработанных мероприятий, и только после четкого их выполнения можно говорить о заметных результатах.

Чтобы восстановительный период прошел очень быстро, в первое время занятия с пациентом должны проходить вместе с его родственниками.

Тогда близкие смогут запомнить нужные логопедические занятия и выполнять их в домашней обстановке.

Чтобы быстрее восстановить речь после перенесенного инсульта – требуется вовлечения в процесс не только врачей, но и самого пациента с его родственниками.

Именно от этого и будет зависеть, как быстро произойдет процесс восстановления, а также сможет ли человек вернуться к обычной жизни.

Как же быстро и наименее болезненно восстановить речь после инсульта?

Для этого разработан целый комплекс мероприятий:

  • медикаментозная терапия;
  • занятия с логопедом;
  • упражнения;
  • хороший уход.

Речевые возможности пациента восстанавливаются строго после длительных занятий с ним. На самом деле, процесс требует временных затрат, однако он является обязательным, поскольку способствует возможности нормального общения пациента и его возврат к прежней жизни. Если поражение незначительное, нарушение речи после инсульта небольшое, так что реабилитационный процесс проходит достаточно быстро. Для реабилитации потребуется несколько практических занятий с логопедом, как речь снова обретет связность, а осознанность вернется.

Параллельно восстановительный комплекс осуществляется с лечебной физической культурой. Сколько времени потребуется, точно никто не скажет. Исходя из практики, у кого-то речь восстановилась быстро, а кому-то потребовались месяцы и годы. Помните о том, что инсульт являет собой опасный патологический процесс.

По каким причинам возникает нарушение речи?

Самым тяжелым последствием инсульта является нарушение речевой функции.

В результате теряется возможность общения между людьми, а у пациента начинают формироваться первые признаки депрессии.

Причина нарушения речи после инсульта заключается в поражении речевых зон мозга (зона Вернике и Брока).

Они расположены в задней трети верхней и нижней височной извилины. Если поражение было нанесено зоне Брока, то человек теряет речь полностью, если Вернике – речь становится бессодержательной.

Что нужно для восстановления других функций организма после инсульта — лечебные упражнения и правила их выполнения.

Как не проспать всю жизнь, или что такое гиперсомния? Как избежать такой неприятности и какие симптомы указывают на патологическую сонливость?

Располагаются они в нижней и верхней задней трети височных извилин. При поражении Брока происходит полная потеря речи, а при повреждении Вернике после ишемического инсульта теряется содержательность произносимых человеком слов.

Какие разновидности нарушений бывают

Геморрагический или ишемический инсульт приводят к тому, что у человека возникает потеря речи. Связывают это явление с тем, что патология поражает речевой центр, который находится в коре головного мозга.

Выделяют два вида таких расстройств:

  1. Афазия. Данная разновидность отличается тем, что происходит непосредственно нарушение речи, вследствие чего больной теряет способность говорить даже самые простые слова. При этом он не может распознавать речь, лишь только некоторые звуки и слова. В некоторых случаях человек вообще теряет способность понимать, какое значение имеет то или иное сказанное слово.
  2. Дизартрия. Также характеризуется потерей речи при инсульте. Происходит нарушение произношения слов и звуков. Однако, в этом случае человек хорошо понимает, что говорят окружающие люди, но не может писать, читать, правильное произношение слов вызывает сильное затруднение.

Данное явление вызывается тем, что мышечные ткани, которые ответственны за речевую деятельность, не функционируют так, как это необходимо. Нарушается артикуляция, в результате  поражений некоторых областей головного мозга.

Хороший логопед после инсульта поможет речи восстановиться в как можно более кратчайшие сроки. Только грамотный специалист знает, как правильно работать с больным. Перед тем как назначить лечение, врач изучает результаты, полученные в ходе различных обследований пациента. Согласно медицинской статистике люди с поражением левой стороны тела намного быстрее поддаются коррекции.

Это связано с тем, что мышечные ткани мозга, которые отвечают за речевую функцию и находятся в левом полушарии, не подвергаются влиянию патологии. Ведь поражение развивается зеркально относительно головного мозга. Как раз таки, если парализовало правую сторону тела, то страдает левое полушарие, в результате чего происходит нарушение речевой деятельности. В этом случае прогноз менее благоприятный.

Восстанавливается ли речь после перенесенного заболевания полностью? Привести в норму эту функцию возможно. Период ее восстановления зависит от того, насколько сильно поражены ткани мозга, и где именно располагается источник кровотечения. Логопед после инсульта приступает к терапии тогда, когда человек приходит в сознание. Чем раньше начать процесс реабилитации, тем благоприятнее прогноз.

Для восстановления речи после инсульта может понадобиться меньше времени, если начать делать логопедические упражнения уже спустя 1-3 недели после перенесенной патологии. Также вместе с этим пациенту назначают прием лекарственных препаратов, которые помогают улучшить речевую деятельность.

Всех очень сильно волнует вопрос, как восстановить речь после инсульта. В настоящее время большое количество специалистов работают в данной сфере, поэтому существует несколько способов, как вернуть способность к произношению и распознаванию речи.

Восстановление речевой функции после перенесенного инсульта

Лечение афазии после инсульта осуществляется с помощью таких способов, как:

  1. Логопедическая методика. Логопед после инсульта проводит с пациентом различные занятия, в которые входит логопедическая и артикуляционная гимнастика. В процессе лечения врач применяет методику мелодической интонации, которая помогает активизировать работу правого полушария мозга. Современные методики позволяют использовать совместно инновационные технологии и средства фармацевтики, благодаря чему достигается положительный результат намного быстрее.
  2. Оперативное вмешательство. Данный способ осуществляется для того, чтобы восстановить деятельность речевых зон. С помощью операции циркуляция крови в головном мозге приходит в норму, нервные клетки стабилизируются и снова начинают функционировать в полном объеме.
  3. Физиотерапия. Данные процедуры проводятся в основном для такой разновидности заболевания, как моторная афазия. Однако, в настоящее время они еще не пользуются большой популярностью. Также для восстановления речи после инсульта применяется иглорефлексия, которая позволяет скорректировать произношение и стабилизировать деятельность речевого аппарата.

Для того чтобы провести лечение дизартрии, логопед после инсульта должен осуществлять регулярное обучение человека произношению слова. С этой целью проводится гимнастика после инсульта, с помощью которой больной может вспомнить, как работают челюсть и ротовая полость в процессе разговора.

Гимнастика после инсульта включает в себя комплекс следующих упражнений:

  • Сделать губы трубочкой, затем расслабить. Так повторять несколько раз. Процесс одного повторения этого упражнения занимает 5 секунд, а 2 секунды отводится на отдых.
  • Нижнюю губу захватить зубами, немножко ее прикусить, затем отпустить и расслабить губы. Тоже самое сделать и с верхней губой. Также выполняется по 5 секунд.
  • Высунуть язык, продержав его 3 секунды, потом потянуть за ним шею и расслабиться.
  • Облизывать губы, несколько раз проводя языком то по часовой, то против часовой стрелки.
  • Высунуть язык, задержав его на 3 секунды, затем свернуть его в виде трубочки и расслабиться. Отдохнуть 3 секунды и повторить упражнение.
  • Напрячь язык, дотянуться кончиком до неба, потом расслабиться.

Детские логопедические упражнения также могут быть очень эффективны.

Гимнастика после инсульта включает в себя также пение. Необходимо напевать больному песни, которые он любит, чтобы он пытался подпевать. Тем самым пациент сможет повторять некоторые слова, которые содержаться в песне.

Также достаточно эффективным методом является применение скороговорок, которые нужно проговаривать совместно с человеком. Они помогают речевому аппарату быстрее реабилитироваться.

Логопед после инсульта проводит работу не только по восстановлению функции речи, которая была утрачена. Вследствие кровотечения происходит нарушение деятельности мышечных тканей. Часто бывает, что у человека немеет язык, а также занимает неправильное положение в ротовой полости, из-за чего произношение звуков становится невозможным.

Поэтому гимнастика после инсульта необходима, чтобы помочь стимулировать работу речевых зон. Также логопед после инсульта может назначить специальный массаж, систематическое проведение которого позволит пациенту быстрее реабилитироваться.

Афазия встречается у пациентов в 35% клинических ситуаций. Исходя из локализации патологического процесса, в том или ином мозговом участке, различают несколько разновидностей процесса.

  1. Моторная афазия. Данное поражение подразумевает наличие изменений в моторном участке мозга. У правшей за данную функцию ответственно левое полушарие, что касается левшей – все происходит с точностью наоборот. Когда происходят повреждения, пациент уже не может выговаривать отдельные слова и тем более – слагать их в предложения. Больной понимает обращенные к нему фразы, но испытывает трудности с ответом на них.
  2. Сенсорная афазия. В мозгу у человека располагается сенсорная зона речи, несущая ответственность за понимание речевых обращений. Она находится в задней области извилины мозга сверху на доминантном полушарии (оно зависит от того, правша человек или левша). В ходе повреждения данного центра пациент не может понимать чужую речь и сталкивается с проблемами речевой опции.
  3. Семантическая афазия. Данное нарушение начинает свое развитие в ходе повреждения того участка, который располагается на пересечении нескольких долей – височной, лобной, теменной. Пациенту приходится при этом сталкиваться с трудностями в плане построения грамматических речевых конструкций, порой он не может объяснить различий между определенными фразами. Так что для восстановления необходимо определенное время.
  4. Амнестическая афазия. В этом случае человек начинает обзаводиться исключительно спонтанной речью, которая имеет диалоговый характер. У него могут возникать трудности, когда требуется назвать знакомый предмет. То есть он может не помнить названий тех или иных вещей.
  5. Тотальная афазия. Данная схема нарушения речи является самой тяжелой. Ее трудность состоит в том, что человек не может разговаривать сам и не в состоянии понимать речь окружающих людей. Эта форма болезни проявляется в случае обширных инсультных состояний мозга.

Как восстановить речь после инсульта

Восстановление речи после инсульта во многом зависит от того, с каким видом афазии столкнулся больной. Существует несколько видов этого системного нарушения сформированной ранее речевой функции.

  1. При моторной афазии происходит поражение области Брока. В итоге у человека полностью пропадает возможность говорить, восстанавливаться после этого сложно.
  2. Для акустико-гностической характерно поражение зоны Вернике. Возникают проблемы с синтезом и анализом, фонематическим слухом. То есть человек не может понять, что говорят ему.
  3. При афферентной моторной афазии больному тяжело найти артикулярную позу, необходимую для воспроизведения звуков.
  4. При амнестико-семантическом нарушении люди не помнят предметы и явления, они не понимают грамматических словесных конструкций.
  5. Для динамической афазии характерной черной является проблематичное выстраивание внутренней программы выражений, которые пациент не может реализовать во внешнюю речь.

Хотя способность говорить и понимать окружающих восстанавливается не в 100% случаев, во многом успех занятий зависит от самого больного и людей, которые будут ему в этом помогать. С помощью современных методик восстановления речи после инсульта можно добиться отличных результатов. Всё начинается ещё в больнице, когда пациент проходит восстановление. Речевыми упражнениями обязаны заниматься логопеды клиники, а параллельно продолжать реабилитацию после инсульта в домашних условиях.

Виды афазии

Афазия – системное нарушение уже сформированной речевой функции. Такой патологический процесс наносит свое негативное влияние различным формам речевой деятельности.

Различают следующие виды афазии:

  1. Моторная – поражается зона Брока. Результатом такой патологии служит полное отсутствие речи.
  2. Акустико-гностическая – поражается зона Вернике. Нарушается анализ и синтез, фонематический слух, приводящий к невозможности понимания обращенной речи.
  3. Афферентная моторная – поражаются нижние отделы постцентральной коры. Пациенту трудно отыскать отдельную артикулярную позу, чтобы воспроизвести звук.
  4. Амнестико-сематическая – поражаются задневисочные и переднетеменные отделы коры головного мозга. Пациент забывает явления и предметы, происходит нарушение понимания грамматических конструкций.
  5. Динамическая – поражаются заднелобные отделы головного мозга. Человеку трудно выстроить внутреннюю программу высказываний и реализовать ее во внешней речи.

Исходя из глубины повреждения, выделяют следующие виды:

  1. Тотальная. Наиболее сложная форма афазии. Характеризуется полным отсутствием речевых способностей. В таком состоянии пациент находится на грани потери сознания и не узнает близких людей.
  2. Сенсорная. Центр Вернике отвечает за способность человека распознавать речь. Его поражение приводит к сенсорной афазии. После инсульта пациент воспринимает родной язык как абсолютно для него чужой, и не узнаёт ни одного слова.
  3. Моторная. Больной с такой афазией всё понимает, но его дикция нечеткая, а речь после перенесённого инсульта представлена набором звуков.
  4. Амнестическая. Нарушение памяти — основной симптом данной афазии. Человеку трудно назвать предметы вокруг себя, большинство слов он просто не помнит.
  5. Семантическая. К пациенту с подобной афазией необходимо обращаться максимально коротко и незамысловато, так как он не воспринимает длинные предложения с различными оборотами.
  6. Динамическая. Больной не просто не может произносить длинные предложения, но также испытывает трудности с построением фраз. Его мысли спутаны и всё сказанное им кажется бессмысленным.

Определение того или иного вида афазии очень важно, так как каждая из форм требует специальной тактики и стратегии лечения. Но даже при правильной реабилитации, длительность восстановления речи после инсульта индивидуальна, и назвать точное время невозможно.

Дизартрия после инсульта

Также дисфункция речи после инсульта проявляется в виде дизартрии, обусловленной нарушением подвижности мышц речевого аппарата. Нередко данное расстройство сопровождается проблемами с глотанием и дыханием. Бывают также очень тяжелые случаи, при которых речедвигательные мышцы полностью парализованы. Такое состояние называется анартрией.

Для данного расстройства речи после инсульта характерны следующие симптомы:

  • затрудненная подвижность органов артикуляции;
  • неразборчивая и смазанная речь;
  • звуковые искажения;
  • неплавная речь с запинаниями;
  • замедленный или напротив ускоренный темп речи;
  • изменения тембра голоса;
  • бедные интонации, монотонность;
  • тенденция пациента гримасничать.

Существует несколько форм данной дисфункции речи. Каждая из них обусловлена конкретной локализацией мозгового повреждения, а также обширностью кровоизлияния или размером гематомы.

Если у пациента после инсульта наблюдается дизартрия, то восстановление речевой функции происходит с помощью логопеда. Специалист устанавливает форму нарушения и составляет программу упражнений, процедур и массажа.

Посещение логопеда

Задача логопеда – это произвести восстановление речи, основываясь на прежние речевые стереотипы, которые были у пациенты до перенесенного инсульта.

Здесь логопед узнает реакцию пациента на слабые раздражители: тихий голос и шепот.

Процесс должен начинаться с легких занятий, постепенно переходя более трудным. Для каждого пациента подбирается индивидуальная речевая нагрузка с учетом степени нарушения речи вида афазии.

Например, на первом занятии для одного человека будет несложно называть предметы, а для другого вести общение.

Не рекомендуется ставить очень легкие задачи, степень сложности должны все время возрастать.

Первые занятия для речевого растормаживания должны включать материал, значимый для пациента по смысловому и эмоциональному содержанию.

Не рекомендуется на начальных занятиях проделывать работу с отдельными словами вне контекста и звуками.

Очень положительно влияет на выздоровление человека музыкотерапия. Если пациенту трудно закончить предложение, начатой врачом, то можно дать ему прослушать и спеть любимые песни.

Важным моментом остается выяснение песни, которая больше всего ему нравится. В процессе пения он начнет нечетно произносить слова песни, но со временем его речь начнет приобретать четкий характер.

Такие занятия проходят в позитивной обстановке, поэтому пациенты с радостью их выполняют.

Если у человека имеется сенсорная афазия, то применяют наглядные материалы. Ему демонстрируют изображение, а затем предлагают его срисовать и назвать слова, обозначающие предмет на картине.

При этом весь рабочий процесс должен сопровождаться комментариями, которые произносятся спокойным и тихим голосом.

Длительность таких занятий и промежутки времени между ними для каждого пациента определяются в индивидуальном порядке.

Первые речевые занятии после инсульта не должны превышать 7–15 минут. Спустя два месяца продолжительность можно увеличить до получаса.

Нарушение речи после инсульта как восстановить

Обязательно нужно контролировать речевую нагрузку на слух. В палате должно быть тихо, поэтому нужно отключить радио или телевизор. Посторонние звуки истощают и утомляют человека, перенесшего инсульт.

Как восстановить речь после инсульта.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речи зависят от величины повреждения в головном мозге тех зон, которые отвечают за речь. Соответственно, чем больше степень поражения, тем хуже и медленнее восстанавливается речь после инсульта. В течение одного года после перенесенного заболевания этот процесс происходит наиболее интенсивно, а со временем он все больше замедляется.

Со временем человек приспосабливается к оставшимся дефектам речи. Родственники и знакомые, находящиеся в окружении больного, должны относиться к нему с пониманием. Ни при каких обстоятельствах нельзя допускать его речевой изоляции и предоставлять самому себе. Для того чтобы быстрее восстановить речь после инсульта, необходимо с больным больше общаться, обсуждать с ним возникшие проблемы, приглашать для участия в общих беседах.

Нарушение речи при инсульте.

Любое нарушение речи при инсульте вполне устранимо. Самое главное – правильный подбор метода восстановления речи. В зависимости от характера нарушения речи диагностируют сенсорную афазию и моторную афазию.

При моторной афазии человек способен воспринимать речь окружающих на слух и понимать ее. Но самому четко формулировать свои мысли и произносить слова ему не по силам. Читать и писать такие люди могут либо с трудом, либо они этого не делают вовсе.

При сенсорной афазии больной полностью теряет способность воспринимать речь окружающих. Собственная речь такого пациента не контролируется. Он может говорить, но, как правило, бессвязно. Навыки письма в основном отсутствуют. Только сохраняется способность к чтению, без восприятия прочитанного материала.

Речь после инсульта сопровождается жестикуляцией и экспрессивной мимикой, а также она лишена смысла. Нарушение речи после инсульта отрицательно сказывается на психике больного. Он становится агрессивным, теряет адекватность при восприятии окружающего мира, а также часто становится плаксивым и раздражительным.

После перенесенной болезни становится актуальным вопрос о том, как восстановить речь после инсульта. Сразу после стабилизации больного следует с ним выполнять ряд самых простых упражнений. Для качественного и быстрого восстановления речи необходимо заниматься с логопедом, который может предложить назвать все предметы, изображенные на карточках.

Также этот специалист научит таким способам компенсации нарушения речи, как язык жестов. Рекомендуется, чтобы все члены семьи относились к больному, как к взрослому человеку и не избегали с ним речевых контактов. Также эффективно для такого больного читать книги вслух, пользоваться речевыми рядами, предложив назвать по порядку все дни недели.

Нарушение речи после инсульта как восстановить

Инсульт – это очень серьезное заболевание. Поэтому родственникам больного придется запастись терпением и проявить максимум понимания, участия в его реабилитации. Ведь четкая речь – неотъемлемая часть индивидуальности каждого человека.

После перенесенной болезни больной учится общаться заново. Возвращение утраченной после инсульта речи — трудоёмкий и длительный процесс, требующий разностороннего воздействия. Реабилитация должна представлять собой комплексное лечение, которое включает в себя разнообразные восстановительные мероприятия.

Одну из главных ролей в процессе приобретения утраченных речевых способностей играет раннее обращение к врачу. Помощь пациенту должна быть оказана в первые часы после инсульта. Также важно установить, какие именно речевые аспекты были повреждены. Специалист должен провести диагностические тесты, на основе которых делает заключение.

Реабилитационные методы улучшения речи после кровоизлияния в мозг представлены:

  • приёмом определённых лекарств;
  • упражнениями, позволяющими восстановить произношение;
  • логопедической терапией;
  • дополнительными мерами: хирургическими операциями, физиотерапией, массажем.

Успех реабилитации зависит также от общей обстановки, в которой пребывает пациент. Ему необходима умиротворенная атмосфера, вдали от шума и резких звуков. Стрессы и беспокойства только замедлят ход выздоровления.

Способствовать реабилитационному процессу также должны родные пациента и близкие ему люди. С больным нужно постоянно общаться, даже если первое время он вообще не может ответить. Решительный настрой и упорство также должны присутствовать у самого пациента. Однако, очень важно, чтобы реабилитация речи после инсульта была систематизированной. Работать нужно интенсивно, но при этом не перенапрягаясь. План процедур, занятий, их длительность и интенсивность определяются специалистами.

Реабилитация речевых функций обычно начинается через неделю после разрыва сосуда в мозге при условии, что состояние пациента стабильно. Однако бывают ситуации, когда больной не способен приступить к упражнениям даже спустя месяц. Так или иначе восстановительную терапию следует начать не позднее, чем через два месяца. В противном случае вернуть утраченные способности будет гораздо труднее.

Как правило, реабилитационный процесс протекает медленно и постепенно. В зависимости от афазии, на восстановление речи могут уйти дни, недели и месяцы. Иногда артикуляция возвращается рывками — человек в течение долгого промежутка времени не демонстрирует результатов, но внезапно речь резко улучшается.

Точный прогноз касательно времени восстановления речи после инсульта дать очень сложно. Реабилитация представляет собой поэтапный процесс с четкой последовательностью. Продолжительность каждого этапа варьируется и является индивидуальной для всех пациентов. В среднем максимальное улучшение речевых способностей наблюдается в первые полгода после болезни. Весь восстановительный период продолжается от трёх до пяти лет.

Потеря способности говорить (афазия) на фоне геморрагического или ишемического инсульта связана с поражением речевого центра в коре головного мозга. У правшей он расположен в левом полушарии. Однако существуют разновидности патологии, которые одновременно затрагивают мозжечок, теменную и лобные доли.

Не следует забывать, что человек, перенесший инсульт, не может не только говорить, но и с трудом понимает обращенную к нему речь, теряет возможность читать и писать. Это характерно для расположения очага ишемии в височной области (сенсорная афазия).

При повреждении нижней лобной и теменной областей развивается моторная афазия. Для нее характерно рассогласование речевых двигательных команд мозга. Человек все понимает, но молчит или говорит односложно. Ему непосильны длинные фразы. Этот вид нарушения речи восстанавливается значительно хуже, чем сенсорный.

Речевые центры головного мозга

Типичные центры речи у человека

Для поражения мозжечковых структур характерен вялый или спастический паралич всего речевого аппарата (языка, губ, гортани, глотки). Голос становится глухим, пациент не может правильно произносить согласные, говорит очень медленно.

Домашние мероприятия для восстановления речи после инсульта

Реабилитация больного обязательно должна продолжаться и в домашних условиях. Семья играет большую роль в восстановлении коммуникативных навыков у человека, перенесшего инсульт. Следует учесть, что занятия с больным дома можно начинать только после консультации с врачом.

Для наилучшего эффекта от домашних занятий и скорейшего восстановления речевых функций необходимо соблюдать ряд правил:

  1. После инсульта быстрее восстановить речь поможет постоянное общение, нужно стараться вовлекать его в разговоры, стимулировать его участие в жизни семьи, спрашивать совета. Пусть он еще не может полностью сформулировать фразу, но то, что он не изолирован от проблем и радостей родственников, дает ему стимул для дальнейшего восстановления.
  2. Даже если больной не хочет ничего делать для выздоровления, отказывается от занятий и не желает общаться, не следует отказываться от реабилитационных мероприятий. Родственники должны мягко, но настойчиво, не выдавая своего разочарования, продолжать разговаривать с ним, чтобы помочь восстановлению функции восприятия речи.
  3. При проведении реабилитационной домашней терапии нужно запастись терпением и выдержкой. Нельзя ни в коем случае проявлять агрессию по отношению к больному, который иногда может замыкаться в себе, отказываться от восстановительной работы и полностью отгородиться от окружающей действительности. Только мягкое и доброжелательное отношение поможет быстрому выздоровлению пациента.
  4. Для того, чтобы у больного было желание заниматься, необходимо дозировать нагрузку, понимая, что человек не может сразу начать говорить. Для восстановления связной речи нужно довольно длительное время, поэтому нельзя при занятиях показывать больному свое разочарование от того, что ему что-то не удается. Он может сразу же потерять оптимизм и замкнуться в себе.

Комплекс речевых упражнений для постинсультных больных на первый взгляд не представляет особой сложности, но следует учитывать, что на первых порах даже простое движение губами доставляет пациенту значительные трудности. Логопедами рекомендован следующий набор упражнений для восстановления функций речевого аппарата:

  1. В течение 5 секунд вытянуть губы вперед и затем вернуть в исходное положение.
  2. На 5 секунд с силой захватить верхними зубами нижнюю губу, потом на 5 секунд отпустить.
  3. Проделать предыдущее упражнение с применением нижних зубов и верхней губы.
  4. На 3 секунды вытянуть шею и показать язык, отдыхать 3 секунды.
  5. Облизывать губы, сначала верхнюю потом нижнюю движениями справа налево, затем слева направо.
  6. На 3 секунды высунуть сложенный трубочкой язык.
  7. Кончиком языка дотягиваться до неба.
  8. Хорошим упражнением для речевых мышц является также произнесение скороговорок.

Кроме упражнений для восстановления мышечной работы речевого аппарата, советуют применять также следующие приемы, которые помогут дополнить комплекс, рекомендованный логопедом:

  1. Необходимо стараться при общении с больным говорить медленно и короткими фразами, так как человек, перенесший инсульт, с трудом воспринимает быструю и пространную речь.
  2. Если больной пытается что-то сказать, не стоит торопиться и пытаться закончить предложения вместо него. Нужно спокойно выслушать, не показывая своего нетерпения.
  3. Постараться не оставлять больного без внимания, привлекать его к любым видам деятельности – собирание пазлов, рисование, участие в настольных играх. Человек должен чувствовать, что он является частью семьи. В ходе игры нужно стимулировать его для поддержания разговора, даже если он еще не может полноценно формировать звуки.
  4. В повседневной жизни необходимо постоянное побуждение больного к участию в беседах. Пусть сначала это будут самые простые разговоры, отвечать на которые можно просто кивком. Все равно в данном случае восстанавливается коммуникационный процесс.
  5. В ходе ежедневных занятий нужно стимулировать восстановление памяти больного, давая ему простые задания на восприятие речи. Например, показывать и называть картинки с простыми предметами и действиями.
  6. При занятиях также не следует забывать о чтении и письме. Сначала это может быть простое размещение больным подписей к картинкам, выбор букв или цифр.

Восстановление речи после перенесенного инсульта – длительный процесс, иногда на реабилитацию уходят годы. Но следует иметь в виду, что афазия – это ни в коем случае не психическая болезнь, больной человек просто не может правильно выговорить звуки, поэтому, занимаясь с постинсультным пациентом, необходимо сохранять спокойствие, говорить мягко и негромко.

Кроме упражнений и мероприятий по восстановлению функций речевого аппарата, необходимо также проводить реабилитационную терапию для нормализации процессов памяти. Нужно подчеркнуть, что восстановление памяти после инсульта проходит в течение длительного времени обязательно под наблюдением лечащего врача.

Для восстановления мозговой деятельности необходимо выполнять с больным следующее:

  1. Игры с пальцами. Читаются простые детские стихи, при этом больной загибает пальцы, хлопает в ладоши, сжимает ладони в кулаки, делает поглаживающие движения руками. Задача пациента – запомнить правильный порядок выполнения действий при определенных словах. Такое упражнение помогает повысить внимание и тренирует память. Очень хорошо, если пациент сам начинает произносить строки стишка. Это может быть всего одна фраза в день, тем не менее он ее запоминает, то есть происходит восстановление функций памяти.
  2. Стараться вспоминать вместе с больным о положительных моментах его жизни, вспоминать истории из его детства, радостные и смешные события юности.
  3. Игра в города. Проводится не торопясь, называется город, желательно хорошо известный больному, вместе с пациентом стоит вспомнить о приятных вещах, связанных с этим городом, и только потом попросить его назвать город на последнюю букву предыдущего.
  4. Читать с больным детские книги, напечатанные крупным шрифтом. Если пациент забыл алфавит, то стоит начать по новой обучение при помощи букваря.
  5. Обязательно нужно постоянно беседовать с больным, задавая ему простые вопросы о его увлечениях, о том, что ему интересно, чтобы побудить его к ведению диалога.
  6. Необходимо также развивать ассоциативное мышление больного, например, сопоставлять определенных людей или события с чертами, присущими только им. Это может быть одежда человека, запах духов, погода.

Никто не может сказать, что в большей степени будет способствовать восстановлению памяти. Поэтому нужно проделывать ежедневно эти действия и, возможно, даже незначительное воспоминание даст толчок к восстановлению в памяти забытых человеком навыков и событий.

Проводить занятия с пациентом в домашней обстановке можно только после того, как было получено одобрения врача.

Очень важно не навредить: не давать излишнюю речевую нагрузку или сложные упражнения, иначе так можно разрушить оптимизм пациента.

Бывают случаи, когда близким людям не хватает терпения, они желают уже в скором времени услышать внятную и вразумительную речь.

Неуспех пациента вызывает у них разочарование, что сразу же сказывается на их мимике. Человек, перенесший инсульт, теряет позитивный настрой и может в дальнейшем вовсе отказаться от занятий.

Полезные упражнения

Для самостоятельных домашних занятий рекомендован комплекс упражнений, направленных на улучшение артикуляции, владение мышцами, участвующими в речевой функции. Кстати, они полезны и здоровым людям, вынужденным по специальности много говорить. Число повторений каждого упражнения — до 10.

  1. Вытянуть губы и образовать «трубочку», удерживать состояние несколько секунд, затем повторить.
  2. Захватить нижней челюстью верхнюю губу.
  3. Пытаться достать верхней челюстью до подбородка.
Занятия с логопедом

Важно объяснить больному значение и методику упражнений

«Языковые» упражнения:

  • скрутить язык в «трубочку»;
  • при открытом рте вытянуть шею вперед и максимально высунуть язык;
  • упражнение как предыдущее, но добавляется «змеиное» шипение;
  • облизывать губы круговыми движениями сначала в одну сторону, затем наоборот;
  • такие же круговые движения повторить при закрытом рте по внутренней поверхности неба, зубов и десен;
  • закруглить язык назад, в сторону мягкого неба;
  • «цокать», соприкасаясь с небом;
  • пытаемся достать кончика носа и подбородка.

Рекомендуется заканчивать «урок» заданиями, улучшающими настроение:

  • посылать воздушные поцелуи громко чмокая;
  • широко улыбнуться с показыванием зубов и без них.

Наиболее хороший результат возникает при занятиях в группе. Пациенты поддерживают друг друга. Если в стационаре имеется логопед и процедуры начаты рано, 1/3 часть больных с афазией выписывается с восстановленной речью. При позднем начале развития речи и достаточной тренировке больные восстанавливаются более длительный срок. Возможны остаточные речевые недостатки. Оптимисты справляются с недугом.

Для восстановления речи в домашних условиях используют специальные упражнения, для здорового человека они покажутся уж очень простыми, но надо понимать, что для пациента после инсульта очень трудно даже шевелить губами.

Выполняют следующий комплекс упражнений:

  1. Втянуть губы трубочкой и возвращать в исходное положение. Длительность втягивания и отдыха составляет 5 секунд.
  2. Захватить верхними зубами с напряжением нижнюю губу, а затем отпустить. Время захвата и отдыха – по 5 секунд. Аналогичные движения выполняются, но только уже для захвата верхней губы нижними зубами.
  3. Максимально высунуть язык, одновременно вытягивая шею, задержаться на 3 секунды, затем отдых 3 секунды.
  4. Облизывание губ, начинать нужно с верхней губы, перемещаясь, справа налево, а после слева направо. Аналогичные движения выполнить с нижней губой.
  5. Сложить язык трубочкой, высунуть его на 3 секунды, затем сделать отдых.
  6. Дотянуться кончиком языка до неба.
  7. Проговаривание скороговорок.

Содержание

Восстановление после инсульта кровообращения в головном мозге — это первое, что понадобиться сделать в процессе лечения. Немало усилий потребуется приложить для эффективности процессов реабилитации, важно очень внимательно ухаживать за пострадавшим, предотвращать застой в легких, появление пролежней.

Восстановление речи после инсульта, а также деятельности других систем и органов — это сложный процесс для любого человека. Люди, перенесшие легкую форму заболевания. быстро восстанавливаются, но для остальных — это долгий промежуток времени, растягивающийся на годы.

Максимальные изменения в лучшую сторону происходят в первые три месяца лечения, но впоследствии нельзя отказываться от проведения ежедневных занятий.

Сейчас в медицине имеются существенные доказательства того, что лечебный процесс после приступа в специальном медицинском учреждении улучшает клинические результаты. Желательно, чтобы пациент находился в таком учреждении на протяжении двух — четырех недель после приступа.

Специально оборудованные отделения заметно отличаются от общих отделений в первую очередь тем, что в них устанавливаются особые клинические алгоритмы с целью диагностики, лечения и предотвращения осложнений. Специалисты разного профиля отслеживают лекарственную терапию, реабилитационные мероприятия и полноценность обучения больного.

Нарушение кровообращения в мозге провоцирует формирование очага поражения в нем. Центр этого очага представляет собой скопление отмерших нервных. А рядом с ним находятся практически неактивные клетки. Своевременная терапия позволяет вернуть активность, в связи с чем, необходимо, чтобы пациент занял правильное положение и в такой позе проводить занятия лечебной гимнастикой.

Также пострадавшим назначается курс лекарственной терапии, активизирующей временное нарушение подачи импульсов от одних нервных клеток к другим. Таким образом, устраняется преграда для функционирования тех или иных зон мозга. Главное правило тренировок — это постепенное увеличение нагрузки. Если противопоказания отсутствуют, то пациентам разрешается делать массаж. Эффективными являются дыхательные и общеукрепляющие упражнения.

С увеличением поражения коры головного мозга, которые отвечают за речевой аппарат, тесно соотносится и рок восстановления после болезни. Чем больше поражается мозг, тем хуже возобновляется речь и возможность разговаривать. Если на протяжении года ещё можно достигнуть положительных результатов, то с течением времени процессы возобновления становятся намного медленнее.

Человек, перенесший приступ, изначально задается вопросом, как восстановиться после инсульта. С течением времени пациент приспосабливается к нарушениям речевой деятельности, поэтому близкие должны относить к этому с пониманием. Запрещено предоставлять человека самому себе и отказываться от общения с ним.

Нарушение речи после инсульта как восстановить

Для ускорения возобновления речи потребуется, как можно больше общаться с больным, начинать вести с ним беседу, обсуждать окружающие события и проводить простые упражнения.

Занятия для нормализации речи начинают после разрешения специалиста, примерно на первой или на второй неделе, когда без вреда психике пациент будет в состоянии перенести физические и эмоциональные нагрузки.

Работа специалиста заключается в постепенном восстановлении речевого аппарата благодаря карточкам, чтению букваря, произношению слов и слогов. Он обучает способам компенсации речи при помощи жестов, что поможет после инсульта быстрее восстановить речь.

Временами нарушения, спровоцированные инсультом, проходят довольно быстро, и уже через несколько месяцев человек может снова вернуться к привычной для него жизни и работе. В остальных ситуациях восстановление нарушенных в организме функций затягивается.

Правильная тактика того, как восстановить речь после инсульта, а также правильное проведение физических упражнений предполагает постоянство, длительность и систематичность. Ещё более настойчиво рекомендуется заниматься в первые два — три месяца после приступа, не пропуская даже одного дня и увеличивая нагрузки.

По месту проживания пациент всегда находится под наблюдением участкового невролога, который назначает все необходимые упражнения и дополнительные процедуры. Большую помощь оказывают в специальных реабилитационных центрах.

Медиками была разработана особая программа для реабилитации и адаптации пострадавшего после инсульта человека. она составляется из нескольких этапов и может организовываться в домашних условиях, помогая больному в скором времени восстановить здоровье. Такой процесс восстановления подобен тому, как развивается малыш в свои первые месяцы и годы жизни — сначала появляется координация движений в конечностях, затем он начинает садиться, поворачиваться, вставать и, наконец, ходить.

Одновременно улучшается контроль выделительных функций. Вместе с двигательными навыками формируются и социальные навыки, такие как речь, возможность самостоятельно употреблять пищу, умываться, одеваться, осваивать бытовую технику, обживая всё пространство квартиры. Почти это же самое происходит и с человеком после инсульта. Ему нужно заново учиться ходить, говорить, что требует большого терпения, усидчивости, выдержки и характера, а главное поддержки близких людей.

Для предупреждения развития инсультов людям рекомендуется вести здоровый образ жизни, соблюдать рекомендованное им питание, вовремя посещать врача для медицинского обследования.

Помимо этого потребуется уделять внимание терапии хронических болезней, провоцирующих приступ инсульта, например, сахарный диабет, поражения сердца и т.п.

По возможности следует избегать стрессов и полностью отказаться от курения. Уменьшение массы тела тоже уменьшает риски развития данного тяжелого заболевания. При этом физические упражнения, но только посильные нагрузки будут способствовать предотвращению проблем мозговой деятельности, тем самым помогая провести профилактику болезни.

Частично и даже полностью восстановить речь после инсульта можно с помощью ряда полезных упражнений. Они назначаются всем пациентам вне независимости от формы афазии. Занятия призваны улучшить функционирование мышечного аппарата, принимающего участие в произношении. В комплекс входят различные виды зарядки для губ, языка и челюстей:

  1. Проведите по губам языком сначала в одну, затем в другую сторону.
  2. Напряжение и расслабление языка. Попытайтесь прикоснуться его кончиком к верхнему нёбу, верните в исходное положение и расслабьте.
  3. Сворачивайте губы трубочкой как будто хотите поцеловать кого-то и удерживайте их в таком состоянии в течение нескольких секунд.
  4. Облизывайте губы языком, двигая им по кругу, поочередно меняя направление (снизу-вверх и сверху-вниз).
  5. Вытягивайте голову и шею вперед, открыв при этом рот и выдвинув язык.     
  6. Щёлкайте языком о твёрдое небо, имитируя звук скачущей лошади.
  7. Сомкните губы и попытайтесь растянуть их в улыбке, показав при этом зубы. Затем постарайтесь снова улыбнуться, но на сей раз не размыкая губ и не показывая зубов.
  8. Чтобы улучшить произношение шипящих согласных звуков, произносите каждый из них, максимально выдвигая язык вперёд.
  9. Растягивайте гласные звуки, пытаясь артикулировать как можно правильнее.

Существует большое количество подобных упражнений, которые можно выполнять как самостоятельно, так и при участии педагога. Для эффективного восстановления речи после инсульта, такой зарядкой необходимо заниматься несколько раз в день, по 5–10 подходов за один сеанс. Для выполнения данных упражнений нет ограничений: они будут полезны для всех пациентов с речевыми расстройствами после инсульта.

Помощь логопеда после инсульта

Женщина у врача

На ранних стадиях реабилитации речи после инсульта логопед обязательно присутствует на каждом сеансе, помогая больному с упражнениями и контролируя правильность их выполнения. При успешном восстановительном процессе, в дальнейшем пациент может выполнять их самостоятельно. Хотя многим людям, перенёсшим инсульт, показана также групповая логопедическая терапия. Чтобы она дала эффект, необходимо точно придерживаться рекомендаций специалиста и ответственно подходить к занятиям.

Методика логопедической терапии выбирается, исходя из обследования пациента. Врач проверяет реакцию больного на громкость речи, а также способность оценивать и понимать её. Для восстановления артикуляции логопед вовлекает разные структуры мозга. Логопедические упражнения делятся на:

  1. Фонетические — направлены на улучшение иннервации и подвижности мимических мышц.
  2. Семантические — представляют собой ряд манипуляций, целью которых является активизация мышления больного. Например, ему необходимо продолжить фразу или вступить с логопедом в импровизированный диалог на определенную тематику.
  3. Наглядные — метод иллюстраций. С помощью картинок пациент учится находить соответствующие связи и последовательности.
  4. Творческие — пение, арт-терапия, обучение игре на музыкальных инструментах (особенно полезна игра на губной гармошке).

Впоследствии сеансы могут проводить и близкие пациенту люди. Для этого им понадобится много терпения и выдержки. Очень важно чтобы они грамотно организовали лечебный процесс и смогли вовлечь в него пациента с максимально дружественным и позитивным настроем, поддерживали его, подмечали успехи и хвалили больного за хорошие результаты.

Лечение стволовыми клетками

Одной из главных составляющих в реабилитации речи после инсульта является медикаментозная терапия. Врачи применяют различные группы препаратов, среди которых:

  1. Антидепрессанты, призванные бороться со стрессом и грустным настроением.
  2. Седативные препараты, которые снимают эмоциональное напряжение, облегчают процесс естественного засыпания.
  3. Нейропротекторы, сохраняющие строение нейронов и восстанавливающие их функциональность.
  4. Антикоагулянты для предупреждения образования тромбов и разжижения крови.
  5. Ноотропы применяются для того, чтобы улучшить память пациента, а также мышление и восприятие информации.

Важную роль в реабилитации речи играет хорошее мозговое кровообращение. Инсульт ухудшает работу мозговых клеток, поэтому медикаментозная терапия включает препараты, стимулирующие их функционирование.

Такая терапия направлена на обновление и восстановление пораженных инсультом тканей и сосудов. Роль стволовых клеток направлено на распознание пораженных очагов и замену отмерших нейронов здоровыми клетками нервной ткани.

Представленная процедура включать в себя следующий план действий:

  • используя биоматериал пациента, выделяют стволовые клетки;
  • полученный материал выращивают до необходимого объема;
  • вводят стволовые клетки внутривенно с промежутком в 2 месяца два раза.

После такой терапии удается восстановить целостность ткани головного мозга и его функционирование, нормализовать защитные функции организма, улучшить самочувствие, повысить, жизненны тонус.

Методы реабилитации

Восстановление речи

В результате инсульта не обязательно пропадает речь. Ишемические повреждения способны вызвать и другие нарушения: человек становится очень многословным. При этом полностью не контролирует свои слова. Заменяет одни на другие, руководствуется не значением, а похожими сочетаниями звуков.

Другой вариант — отсутствие способности запоминать названия предметов, явлений, действий, имена. Пациент обходится в речи без существительных. Его трудно понять.

Для того чтобы узнать, как восстановить речь после инсульта, нужно участие опытных специалистов, настойчивость больного и терпение родственников.

Восстановить речевую функцию у человека могут и другие методы терапии, назначить которые может только опытный специалист. В таком случае могут проводить следующее лечение:

  1. Физиотерапия. Она заключается в электростимуляции речевой мускулатуры. Ее целесообразно применять при моторной афазии. Но сегодня этот метод лечения не получил такого широкого применения.
  2. Иглорефлексотерапия. Ее применяют для коррекции артикуляции и улучшения звена речевой деятельности. Целесообразно использовать такую терапию при моторной афазии.
  3. Функциональное биоуправление. Такой метод основан на визуальном контроле деятельности речевой мускулатуры. Не рекомендовано использовать функциональное биоуправление для пациентов с расстройством понимания. После таких мероприятий удается улучшить звено речевой функции.

Содержание

Врач должен проконсультировать пациента и его родственников о том, как восстановить речь после инсульта. Но и профессиональные логопеды будут принимать в реабилитации прямое участие. Самостоятельно разработать и подобрать упражнения сложно, не обладая соответствующими знаниями в области медицины. Специалист даст чёткие рекомендации о том, что делать и как повлиять на развитие речи после её утраты.

Практика наглядно показывает, что грамотный подбор индивидуальной терапии позволяет добиться заметного прогресса. Реабилитация продолжается в течение месяцев и даже лет. Не всегда удаётся вернуть способность говорить на все 100%, но если задаться целью и найти в себе силы, к этому показателю реально приблизиться.

Проведя комплексную диагностику и определив характер повреждений, врач назначает индивидуальную схему лечения. Обычно нарушение речи при инсульте исправляется применением одновременно нескольких методик:

  • медикаментозное воздействие;
  • занятия с профессиональным логопедом;
  • упражнения в домашних условиях;
  • уход со стороны близких людей.

 Помощь логопеда

Это те врачи, которые на профессиональном уровне знают, как восстановить речь после инсульта и используют разработанные эффективные методы работы с пациентами. Чтобы добиться успеха, потребуется длительная реабилитация. Выглядят занятия так:

  1. На первых занятиях врач знакомится с пациентом, проверяет основные реакции на тихое произношение слов, шёпот, постепенно усложняя задания.
  2. Логопед не стремится научить человека произносить отдельные звуки или слова. Для больного важнее ощущать их в разных контекстах и понимать смысл того, что ему говорят.
  3. Темы во время реабилитации подбирают индивидуально. Специалист опирается на то, что важно и интересно для самого пациента. Это стимулирует его заниматься активнее.
  4. Одним из полезных упражнений считается завершение фразы, которую начинает врач. Параллельно он подсказывает, что делать и как добиться более чёткого произношения.
  5. Многие спорят на тему того, можно ли использовать музыку и разные видео при реабилитации. Практика показывает, что пациенты часто положительно реагируют на любимые песни, они стремятся им подпевать. Простые, но полезные упражнения. Хотя сначала речь нечёткая, но сама благоприятная обстановка хорошо влияет на пациента, появляется желание заниматься.
  6. Если больной может рисовать, переходят к упражнениям с помощью рисунков. Логопед показывает разные картинки и просит пациента повторить их своими руками.

Обычно сеансы продолжаются по 10 – 15 минут в первые 1 – 2 месяца. Постепенно их увеличивают до 30 минут. Параллельно специальные упражнения проводятся в домашних условиях. Опираясь на текущее состояние больного, врач подбирает методы и занятия, проводимые родственниками. Не пытайтесь самостоятельно разобраться в том, как вернуть речь в домашних условиях.

Если пациента выписали из стационара, лечение будет продолжаться уже дома. Тут всё зависит от настроя людей, которые должны помогать в восстановлении. Если близким людям это в тягость, они занимаются без желания и часто раздражаются, такое лечение лучше вообще не проводить. Но те, кто настроен позитивно и стремится помочь родственнику, попавшему в беду, смогут добиться прекрасных результатов.

Есть ряд отличных упражнений, которые логопеды советуют использовать в домашних условиях:

  1. Губы вытягиваются в форме трубочки и возвращаются в нормальное положение. Вытягивать и отдыхать нужно по 5 секунд.
  2. Верхними зубами происходит захват нижней губы, которую нужно напрягать. Через 5 секунд отпускаете, столько же отдыхаете и повторяете упражнение. Такое же движение делают с захватом верхней губы с помощью нижнего ряда зубов.
  3. Облизывание губ. Простое, но эффективное движение. Сначала водят языком по верхней губе справа налево, а затем по нижней.
  4. Вытягивание шеи с высовыванием языка на максимальное расстояние. Делают это одновременно в течение 3 секунд, а потом ещё 3 секунды даётся на отдых.
  5. Язык складывается в трубочку. В таком положении его нужно высунуть изо рта на 3 секунды. Потом отдых.
  6. Кончик языка устремляется к нёбу.
  7. Скороговорки. Есть много скороговорок, которые помогают восстанавливать способность человека говорить после перенесённого инсульта. Их подбирает специалист. Произвольно первые попавшиеся тексты использовать нельзя.

Количество повторений определяет логопед. Это касается всех упражнений, которые он порекомендует для домашнего выполнения.

Это новый метод восстановления, который назначают в сложных ситуациях и по рекомендации врачей. Такой способ основан на обновлении поражённых тканей и сосудов:

  • с помощью биоматериала самого больного выделяют эти клетки;
  • материал выращивают в течение некоторого времени, чтобы получить достаточный объём;
  • стволовые клетки вводятся внутривенным способом;
  • обычно делается 2 процедуры с промежутком между ними 2 месяца.

Подобная процедура способна восстановить ткани мозга и вернуть его функциональные возможности. Повышается общий тонус, нормализуется самочувствие, организм возвращает утраченные защитные свойства. Но вы должны понимать, что такая процедура дорогая, и не каждый может позволить себе её оплатить. Плюс не всегда есть необходимость использовать биоматериал. Это актуально при сложных ситуациях.

Дополнительно к основным методам воздействия применяют:

  • функциональное биоуправление;
  • иглорефлексотерапию;
  • физиотерапию.

Их может назначить только квалифицированный специалист, если будет такая необходимость. Практика показывает высокий процент восстановления при проведении стандартной терапии на основе логопедических упражнений и медикаментов. При незначительных поражениях на реабилитацию и восстановление речевых функций уходит немного времени.

У доктора

Большая ответственность ложится на тех людей, которые осуществляют уход за больным в домашних условиях. Это в основном родственники, обязанные подойти к вопросу реабилитации максимально внимательно. Основные рекомендации им даст лечащий врач, плюс будут проводиться периодические занятия с логопедом.

  1. После приступов людям проще запоминать сами предметы, а не действия, которые с ними совершают. Потому будет полезно в спокойном, но настойчивом тоне спрашивать, из чего люди едят, на чём сидят. Параллельно больной должен показать на картинке эти предметы, о которых его спрашивают.
  2. При сенсорном нарушении речи есть сложности с восприятием слов, которые звучат примерно одинаково. Здесь лучше использовать картинки с изображением созвучных слов, давая задание показать правильную.
  3. Не разговаривайте одновременно в несколько голосов. Когда речь выходит за рамки диалога, больному сложно воспринимать и различать звуки, произносимые разными людьми слова.
  4. Если удалось вернуть способность правильно произносить некоторые слова, постарайтесь заинтересовать его продолжать занятия самостоятельно. Попутно вы будете ему помогать и подсказывать, но желание работать над собой без посторонней помощи сыграет важнейшую роль в восстановлении.
  5. Избегайте длительного нахождения перед телевизором. В день можно смотреть его не дольше 2 часов. Программы подбирают положительные и познавательные. Если больной любит спорт, включите ему трансляцию, где играет его любимая команда. Переживания за неё будут стимулировать комментировать игру, что положительно повлияет на восстановительные процессы.
  6. Человек не обречён на вечные страдания и прикованность к инвалидному креслу. Потому заниматься с таким настроением и отношением категорически нельзя. Больной всё будет читать по вашему лицу, а потому и его настрой относительно реабилитации окажется аналогичным.
  7. Придерживайтесь правильной манеры разговора. Оставайтесь всегда спокойными, внимательными и позитивно настроенными относительно больного. Это запрограммирует его верить в свои силы и стремиться к полноценному возвращению утраченных способностей. Произносите слова правильно
  8. Не допускайте контактов с безразличными и депрессивными людьми. Есть такие родственники или знакомые, которые будут только плакать и смотреть на больного, словно на умирающего. Ничего хорошего от такого общения не получится, потому важно изолировать человека от общения с подобными людьми.
  9. Используйте музыку. Любимые композиции, спокойные мелодии и незамысловатые слова стимулируют подпевать, что хорошо сказывается на работе речевого аппарата.
  10. Заинтересуйте человека общаться с вами. Покажите, насколько вам важно услышать его мнение, задавайте вопросы, приводите контраргументы, заставляя его отстаивать свою позицию. Только без перехода на нервные выяснения отношений. Всё должно быть весело и непринуждённо.

Цены на реабилитацию после инсульта

Восстановление речевой функции после инсульта – это очень трудоемкий и сложный процесс.

Но такая реабилитация является обязательной, так как только таким образом удастся восстановить нормальное общение пациента с окружающими его людьми, обеспечить психологический комфорт и вернуть человека к прежней жизни.

Если поражение небольшое, то реабилитация проходит быстро. Достаточно провести несколько занятий с логопедом на протяжении месяца и речь снова станет связной. Параллельно проводится восстановление других функций организма с помощью ЛФК.

В остальных случаях на восстановление речевой функции придется приложить максимум усилий. Здесь нужно постоянно заниматься, продолжительность реабилитации может затянуться от 4-х месяцев до 2-х лет.

Инсульт – это очень опасное заболевание, последствием которого становится нарушение речевой функции, артикуляции. Но возвратить речь после инсульта можно только при постоянных занятиях.

Скорость восстановления зависит от различных факторов: степени поражения, типа афазии.

 Помощь логопеда

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков
Врач-невролог, кандидат медицинских наук
Дарья Дмитриевна Елисеева
врач-невролог, кандидат медицинских наук
Татьяна Александровна Косова
Заведующий отделением восстановительной медицины – врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт
Елена Геннадьевна Петрова
Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук
Максим Владимирович Чулков
Инструктор-методист, кинезитерапевт Юсуповской больницы
Сергей Олегович Молчанов
Инструктор-методист по лечебной физкультуре
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector