Что можно и нельзя есть при раке поджелудочной железы

Питание после операции на поджелудочной железе

Лечебное питание больных, перенесших операции на поджелудочной железе по поводу рака, складывается из двух этапов: искусственное питание (парентеральное, зондовое, смешанное) и естественное – собственно диетотерапия. На исход оперативного вмешательства положительно влияют длительность искусственного питания пациента, адекватный компонентный состав пищи и энергетическая ценность ингредиентов.

Продолжительность полного парентерального питания пациентов, которые перенесли тяжёлые оперативные вмешательства на поджелудочной железе, в том числе обширные резекции по поводу рака, не менее 10–12 дней при условии полной белково-энергетической обеспеченности рациона. Это позволяет свести к минимуму послеоперационные осложнения, связанные с расстройствами обмена веществ, иммунной системы и репаративно-регенераторных процессов.

После менее тяжёлых оперативных вмешательств от парентерального к питанию с использованием желудочно-кишечного тракта переходят не ранее 5-7-го дня послеоперационного периода. Это обеспечивает не только нормальное течение активизированных обменных процессов, но и создание продолжительного функционального покоя секреторных структур поджелудочной железы.

В реабилитационном периоде на этапе перехода к естественному питанию врачи применяют частичное парентеральное питание. Сочетание постепенно нарастающего объёма естественного питания с постепенно уменьшающимся парентеральным питанием является основным требованием к диете в условиях послеоперационной адаптации пищеварительного тракта.

Вначале пациентам назначают хирургическую диету № 0а, № 1а и № 16. В дальнейшем переходят на вариант механически и химически щадящей диеты (стол № 5п, протёртый вариант). При использовании хирургических диет рацион № 0а б пациентам после операций на поджелудочной железе назначают на срок 5–7 дней. На смену диеты № 0а на срок 5–7 дней назначают хирургическую диету № 1а. Белково-энергетический дефицит восполняют средствами парентерального питания. Далее на 3-4 недели предписывают хирургическую диету № 16.

Питание на амбулаторном этапе реабилитации

Начало программы амбулаторного этапа реабилитации пациентов, которые перенесли операции по поводу рака поджелудочной железы, при неосложнённом течении послеоперационного периода проходит на фоне диетического лечения с использованием рациона по принципам диеты № 5п по Певзнеру. Её применяют в течение 1,5–2 месяцев в протёртом виде, а затем в течение 6-12 месяцев в непротёртом варианте.

Что можно и нельзя есть при раке поджелудочной железы

При хорошем самочувствии пациента диету расширяют. Постепенно включают в рацион новые продукты и блюда, увеличивают их объём. При отсутствии нарушения функции кишечника в рацион включают сырые мелко шинкованные овощи (капусту, морковь). Их пациенты принимают в начале еды 3–4 раза в день по 100–150 г.

В послеоперационном периоде при развитии секреторной и инкреторной недостаточности поджелудочной железы у пациентов возникают симптомы панкреатогенной энтеропатии (диарея, стеаторея, мальабсорбция), развивается белково-энергетический дефицит. Их питание строится на основе варианта механически и химически щадящей диеты с увеличением в ней белка до 120–130 г и уменьшением жира до 60–70 г.

В рацион вводят продукты, которые содержат в большом количестве соли калия (компоты из протёртых сухофруктов, морковный и другие соки перед едой) и кальция (пресный и кальцинированный творог). Диету дополняют поливитаминными препаратами или витаминно-минеральными комплексами. В рацион включают модульные белковые энтеральные смеси, гомогенизированные и пюреобразные консервы для детского и диетического питания.

При нарушении толерантности к глюкозе или сахарном диабете из рациона исключают из пищи или существенно ограничивают легкоусвояемые углеводы. В большинстве случаев коррекция расстройств углеводного обмена достигается путём индивидуализации диеты лечебного питания. Диетологи Юсуповской больницы назначают пациентам рацион с исключением простых углеводов и существенным ограничением до 200–250 г сложных углеводов.

Диета при раке поджелудочной железы 4 стадии

Питание больного раком поджелудочной железы 4 стадии является трудной задачей врачей, медицинского персонала, пациентов и их родственников. Организм истощённого раковым процессом больного необходимо обеспечить питательными веществами, стараясь не причинить лишнего вреда системе пищеварения, не усугубить болевой синдром.

На четвёртой стадии рака поджелудочной железы у пациентов отсутствует аппетит, поэтому запреты и ограничения в приёме пищи неактуальны. Диетологи Юсуповской больницы выстраивают питание так, чтобы воздействие на пищеварительный тракт было наиболее щадящим. Для больных раком 4 стадии приём пищи является тяжёлым трудом.

За основу питания берутся принципы диеты №5. Повара готовят пищу, исходя из состояния пациента. Блюда перетёртые или жидкие, тщательно измельчённые и протёртые. При прорастании злокачественной опухоли в просвет двенадцатиперстной кишки эвакуация пищевого комка из желудка и прохождение его по кишечнику нарушено и может стать причиной болевых спазмов.

Содержание жира в рационе предельно ограничивают или исключают. При раке 4 стадии жир, который поступает с пищей, практически не переваривается, оказывается в кишечнике в неизменённом виде, что вызывает диарею. Температура блюд, которые, которые подают пациенту, 35-36°С.

По причине выраженной интоксикации организма продуктами распада пациенты с четвёртой стадией рака поджелудочной железы не переносят большинство продуктов. Спровоцировать рвоту может даже их внешний вид. В блюда не добавляют пряности, соль, острые специи. Пища должна быть нейтральной, не источать сильных запахов.

При сильной чувствительности к запахам и привкус пациенту предлагают прополаскивать рот слабым раствором пищевой соды. Не нужно стремиться накормить больного во что бы то ни стало. Порцию еды делят на части, уменьшают её объем и увеличивают частоту приёмов пищи. Если у пациента возникает желание съесть какой-либо продукт из разряда запрещенных, не стоит ему в этом отказывать.

Для улучшения процессов пищеварения врачи Юсуповской больницы назначают пациентам, страдающим раком поджелудочной железы 4 стадии, ферментативные препараты. Их медицинский персонал предлагает пациенту принять во время еды. При длительной непереносимости пищи, неукротимой рвоте обеспечивают парентеральное питание путём прямого введения в кровь питательных веществ через капельницу. Для того чтобы получить консультацию диетолога по поводу питания больного раком поджелудочной железы звоните по телефону.

Список литературы

• МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Черенков В. Г. Клиническая онкология. — 3-е изд. — М.: Медицинская книга, 2010. — 434 с. — ISBN 978-5-91894-002-0.
  • Широкорад В. И., Махсон А. Н., Ядыков О. А. Состояние онкоурологической помощи в Москве // Онкоурология. — 2013. — № 4. — С. 10—13.
  • Волосянко М. И. Традиционные и естественные методы предупреждения и лечения рака, Аквариум, 1994
  • John Niederhuber, James Armitage, James Doroshow, Michael Kastan, Joel Tepper Abeloff’s Clinical Oncology – 5th Edition, eMEDICAL BOOKS, 2013

Цены на услуги *

Список литературы