Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

Истоки

Как возникла когнитивно- или рационально-поведенческая терапия? Что приверженцев популярного психоанализа заставило обратиться к изучению различных моделей познания и поведения человека?

Вильгельм Вундт, который основал в 1879 году в Университете Лейпцига первую официальную лабораторию, предназначенную для психологических исследований, считается основателем экспериментальной психологии. Но стоит отметить, что то, что считалось тогда экспериментальной психологией, от сегодняшней экспериментальной психологии очень далеко. Кроме того, известно, что нынешняя психотерапия обязана своим появлением работам Зигмунда Фрейда, известного во всем мире.

При этом о том, что прикладная и экспериментальная психология нашли для своего развития благодатную почву в США, немногие знают. На самом деле после прибытия сюда Зигмунда Фрейда в 1911 году психоанализу удалось удивить даже видных специалистов психиатрии. Да так, что через несколько лет около 95 % психиатров страны прошли обучение способам работы в психоанализе.

Эта монополия в США на психотерапию продолжалась до 1970-х годов, при этом она задержалась в профильных кругах Старого Света еще на 10 лет. Стоит отметить, что кризис психоанализа — в плане его возможности отвечать на различные изменения требований социума после Второй мировой войны, а также способности его «лечить» — начался в 1950-х годах.

Возникшая сразу в разных частях света, благодаря и вкладу психоаналитиков, недовольных своими инструментами вмешательства и анализа, рационально-эмоционально-поведенческая терапия скоро распространилась по Европе. Она за короткое время себя зарекомендовала как метод лечения, способный обеспечить эффективное решение различных проблем клиентов.

Она в себя вбирала результаты исследований, которые проводились в психологии, а также в остальных научных областях. Это привело к возникновению новых форм вмешательства и анализа.

За этой терапией 1-го поколения, характеризовал которую радикальный сдвиг от психодинамической известной терапии, последовал вскоре набор «новшеств». В них уже были учтены забытые ранее когнитивные аспекты. Данное слияние когнитивной и поведенческой терапии является поведенческой терапией следующего поколения, также известной как когнитивно-поведенческая терапия. Обучение ей проводится и в нынешнее время.

Её развитие до сих пор продолжается, возникают всё новые способы лечения, которые принадлежат терапии уже 3-го поколения.

Цели и задачи

Основная цель когнитивно-поведенческой терапии — осознание и коррекция деструктивных мыслей и, как их следствие, паттернов поведения. По ходу её достижения психотерапевту, работающему в данном направлении, совместно с пациентом приходится решать следующие задачи:

  • выявить мысль, выполняющую разрушающую функцию и сформировавшую неправильный паттерн поведения;
  • искоренить неправильные убеждения, заместить их новыми, более полезными и позитивными;
  • одновременно проводить коррекцию поведения посредством имитационного научения, ролевых тренингов, БОС-процедур, аверсивной, стресс-прививочной или имплозивной терапии и других методов поведенческой психотерапии;
  • отработать (проводить постоянные тренировки) новые убеждения и навыки;
  • закрепить достигнутые результаты;
  • отследить, насколько успешно они переносятся в реальную жизнь;
  • добиться минимальной вероятности возвращения проблем и заболевания.

В комплексной терапии КПТ способствует повышению эффективности назначенных медикаментозных препаратов. Она купирует и навсегда избавляет от симптоматики нервно-психических расстройств, а также помогает успешно решить проблемы межличностного взаимодействия.

Рейтинг книг по когнитивно-поведенческой терапии

  1. Харитонов С. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии.
  2. Залевский Г. В. Основы современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования.
  3. Лайнен М. М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности.
  4. Фёдоров А. П. Когнитивно-поведенческая психотерапия.
  5. Прашко Я., Можны П., Шлепецки М. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств.
  6. Свит К. Сам себе Психотерапевт. Как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии.
  7. Даттилио Ф. М. Когнитивно-бихевиоральная терапия с парами и семьями. Практическое руководство для психологов.
  8. Маккей М., Скин М., Фаннинг П. Для преодоления тревожности, страха, беспокойства и паники. Когнитивно-поведенческая терапия.
  9. Уайлд Дж. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. Когнитивно-бихевиоральный подход.
  10. Бек Дж. Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям.

Когнитивно-поведенческая терапия — одно из ведущих направлений в современной психотерапии. Высокая эффективность и короткие сроки лечения привлекают к ней всё больше внимания как со стороны специалистов, так и со стороны обычных людей.

Базовая концепция предполагает, что наши чувства и мысли играют основную роль в формировании поведения человека. Так, человек, слишком много думающий об авариях на посадочной полосе, авиакатастрофах и прочих воздушных катастрофах, может избегать передвижения различным воздушным транспортом. Стоит отметить, что цель данной терапии в том, чтобы пациентов научить, что они каждый аспект окружающего мира контролировать не могут, при этом могут взять вполне под контроль собственную интерпретацию данного мира, а также взаимодействие с ним.

Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

В последнее время когнитивно-поведенческая терапия самостоятельно используется все чаще. Данный вид лечения в основном много времени не занимает, благодаря чему считается доступней остальных видов терапии. Эмпирически была доказана его эффективность: специалисты установили, что он дает возможность пациентам справиться с неадекватным поведением в его различных проявлениях.

Противопоказания

  • Девиации пищевого поведения;
  • депрессии;
  • зависимости;
  • нарушения сна;
  • низкая самооценка, комплексы;
  • несдержанность в проявлении эмоций;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • посттравматический стресс;
  • расстройства личности;
  • сексуальная дисфункция;
  • соматоформные расстройства;
  • социальная дезадаптация, аутизм;
  • тревожные расстройства, фобии, страхи, панические атаки.

Часто поведенческая когнитивная терапия является одной из основных частей комплексной программы лечения и реабилитации органических заболеваний мозга, тяжёлых психических расстройств и соматических отклонений.

Она не имеет возрастных ограничений. Полезна для детей 2-3 лет, склонных к аутизму. Её пациентами становятся школьники с интеллектуально-мнемоническими расстройствами, подростки с девиантным поведением, молодёжь с неустроенной личной жизнью, люди, столкнувшиеся с кризисом среднего возраста, и старики, страдающие деменциями.

Данный ниже список является не столько противопоказаниями, сколько примерами заболеваний, при которых применение методов и техник данного направления будет неэффективным:

  • тяжёлые психические отклонения;
  • необходимость в медикаментозном лечении;
  • психические состояния, угрожающие жизни и здоровью пациента, его близких и окружения;
  • глубокая умственная отсталость, когда человек не сможет выполнять задания психотерапевта, так как не будет понимать, что от него требуют;
  • психозы в стадии обострения.

В отдельных случаях при подобных диагнозах когнитивно-поведенческая терапия может быть использована в качестве вспомогательного элемента к основному (медикаментозному) курсу лечения. Данное решение принимается специалистами индивидуально.

Когнитивно-поведенческая терапия: основы

Их используют в когнитивном научении. Главный метод — это поведенческая рационально-эмоциональная терапия. Изначально устанавливают нерациональные мысли человека, далее выясняют причины нерациональной системы убеждений, после чего происходит приближение к цели.

Как правило, общие методы тренинга — это способы решения проблем. Главный метод — это тренировка биологической обратной связи, который используют в основном для избавления от последствий стресса. При этом происходит аппаратурное изучение общего состояния мышечного расслабления, а также оптически или акустически происходит обратная связь. Расслабление мышц с обратной связью положительно подкрепляется, после чего ведет и к самоуспокоению.

В поведенческой терапии систематически используют постулат воспитания, в соответствии с которым можно учить, а также учиться верному поведению. Научение по образцу принадлежит к важнейшим процессам. Способы усвоения ориентируются в основном на оперантное обусловливание, после чего люди строят свое желательное поведение. Очень важным методом является имитационное научение.

Когнитивная терапия

Образцу систематически подражают в заместительном научении — человеку или символу. Другими словами, к наследованию можно побуждать путем соучастия, символически или скрыто.

Активно используется при работе с детьми поведенческая терапия. Упражнения в этом случае содержат в себе подкрепляющие непосредственные стимулы, к примеру конфеты. У взрослых данной цели служат система привилегий, а также вознаграждений. Промптинг (поддержка терапевта, подающего пример) при успехе постепенно сокращается.

Отдельные случаи

В каких случаях консультация когнитивно-поведенческого психотерапевта окажется особенно эффективной?

Избавление от игровой зависимости

Основная цель — выявить негативные мысли, когнитивные искажения и ошибочные представления об азартных играх. Применяется как индивидуальная, так и групповая терапия. Средняя длительность лечения — 10-14 сеансов.

Разрушаются убеждения человека в том, что он играет «из-за победы» и «она обязательно скоро настанет». Приводится статистика и теория случайных шансов. Всё это помогает осознать, что данная зависимость не решает финансовые проблемы, а создаёт их; не дарит удовольствие, а приводит к депрессиям и неврозам.

При болезни Крона

Болезнь Крона — одно из заболеваний, пусковые механизмы которого не выяснены до сих пор. Соответственно, медикаментозное лечение ведётся практически вслепую, только лишь для ослабления основной симптоматики.

КПТ позволяет при работе с такими пациентами убедить их в эффективности назначенного терапевтического курса. Так как данный подход показывает достаточно высокие результаты, появилась точка зрения, что к подобному диагнозу приводят не только наследственные, инфекционные и иммунологические факторы, но и психогенные.

При панических атаках

Самый действенный метод — самоинструкция (приводится лишь в качестве примера):

  1. Я успокаиваюсь.
  2. Я открываю окно.
  3. Я медленными глотками выпиваю стакан холодной воды.
  4. Я удобно сажусь и расслабляю все мышцы.
  5. Я дышу глубоко и размеренно.
  6. Я включаю любимую музыку.
  7. Я закрываю глаза и представляю себя на солнечном пляже.

Тревожные расстройства

Наиболее успешной когнитивно-поведенческая терапия признана для преодоления тревожности. Это психическое расстройство, сопровождающееся устойчивой тревогой, постоянной нервозностью, дрожью, мышечным напряжением, потливостью, сердцебиением, головокружением. Основано на дурных предчувствиях. Проявляется регулярно, носит чаще всего хронический характер.

Когнитивно-поведенческая терапия для устранения подобных расстройств не копается в их причинах. Она занимается извлечением из головы пациента страхов и замещает их позитивными, оптимистичными настройками. Человеку внушается, что учащенное сердцебиение бывает у каждого и это ещё не признак приближающегося инфаркта.

Методы отучивания

Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

Одиссей в «Одиссее» Гомера по совету Цирцеи (волшебницы) приказывает себя привязать к мачте корабля для того, чтобы не подвергнуться пению обольщающих сирен. Спутникам он уши залепил воском. При явном избегании поведенческая терапия влияние ослабляет, при этом проводятся некоторые изменения, увеличивающие возможность успеха. Например, к негативному поведению, злоупотреблению алкоголем, добавляют аверсивный раздражитель, к примеру запах, вызывающий рвоту.

Когнитивно-поведенческая терапия упражнения имеет самые разные. Так, при помощи аппарата, предназначенного для лечения энуреза, получается избавиться от ночного недержания мочи — механизм пробуждения пациента сразу срабатывает при появлении первых капель мочи.

Упражнения

Большая часть упражнений рассчитана на работу в паре «психотерапевт-пациент» либо в группе. Но есть и такие, которые можно выполнять самостоятельно. Если это не касается серьёзных психических расстройств и цель — лишь восстановить внутреннюю гармонию и привести свою жизнь в порядок, можно попробовать позаниматься в домашних условиях.

«-» и « »

Разделить лист бумаги на 2 колонки. Наверху в левой написать знак «-», в правой — « ». Расписать по этим столбикам свою проблему. Например, что хорошего и что плохого в том, что вас уволили. Заполняйте бумагу в течение всего дня. Вечером, перед сном, левая часть листа отрезается, сжигается и забывается. Правая перечитывается ежедневно в течение 3 недель.

«Улыбка»

Ежедневно сразу после пробуждения и перед сном подходите к зеркалу и улыбайтесь, даже если вам плохо и не хочется этого делать. Время выполнения упражнения — 2 минуты.

«Кнут»

Надеть на запястье тугой резиновый браслет или сделать кошачий маникюр с тонко заточенными ноготками. Как только нарушили правило, совершили плохой поступок, подумали в негативном ключе — сделайте себе больно. Оттяните резинку и отпустите. Вонзите ноготь в ладонь. Противопоказания для выполнения данного упражнения — пережитое ранее насилие.

Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

«Пряник»

После достижения определённой цели (встали в 6 утра и отправились на пробежку, не курили целый день, не побоялись подойти к начальнику) вознаградить себя. Это может быть шопинг, поход в кафе, просмотр любимого сериала.

«Лягушка»

Начинать день с нелюбимого дела или фобии: составить отчёт, сходить к начальнику, сделать неприятный звонок, выяснить напрягающие отношения.

«Стоп»

Частично техника выполнения данного упражнения уже была описана выше. Представить в своей голове большую красную кнопку «Стоп». Начали думать о том, как вас унизил бывший, — нажали и переключились на что-то позитивное и конструктивное. Во время работы рука потянулась к телефону, чтобы поиграть, — нажали и продолжили работать.

Компоненты терапии

Часто люди испытывают чувства или мысли, которые только укрепляют их в неверном мнении. Эти убеждения и мнения ведут к проблемному поведению, способному оказать влияние на всевозможные сферы жизни, включая романтические отношения, семью, учёбу и работу. К примеру, у человека, который страдает низкой самооценкой, способны возникнуть отрицательные мысли о себе самом, своих способностях или внешности. Из-за этого человек начнет избегать ситуаций взаимодействия с людьми или отказаться от возможностей карьерного роста.

Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

Для коррекции этого используется поведенческая терапия. Для борьбы с такими разрушительными мыслями и негативным поведением терапевт начинает с помощи клиенту в установке проблемных убеждений. Данный этап, также известный под названием «функциональный анализ», значение имеет для осознания того, как ситуации, чувства и мысли могут способствовать возникновению неадекватного поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия включает и вторую часть. Фокусируется она на фактическом поведении, способствующем развитию проблемы. Человек начинает практиковать и осваивать новые навыки, которые затем могут быть применены в реальных ситуациях. Так, человек, который страдает от наркотической зависимости, способен освоить навыки преодоления данной тяги и может избежать социальных ситуаций, потенциально способных вызвать рецидив, а также справиться со всеми ними.

КПТ в большинстве случаев представляет собой плавный процесс, помогающий человеку сделать новые шаги к смене своего поведения. Так, социофоб может начать с простого воображения себя в определенной социальной ситуации, которая вызывает у него беспокойство. Потом он может пробовать поговорить с друзьями, знакомыми и членами семьи. Процесс при регулярном движении к цели кажется не таким сложным, при этом сами цели — абсолютно достижимыми.

Использование КПТ

Данная терапия применяется для лечения людей, которые страдают от большого спектра заболеваний — фобий, тревоги, зависимости и депрессии. КПТ считается одной из самых изученных разновидностей терапии — в некоторой части из-за того, что фокусируется лечение на определенных проблемах и его результаты относительно легко измерить.

Эта терапия подходит лучше всего для клиентов, склонных именно к самоанализу. Чтобы КПТ была по-настоящему эффективной, человек к ней должен быть готов, ему необходимо захотеть потратить усилия и время на анализ собственных чувств и мыслей. Подобный самоанализ бывает трудным, при этом это прекрасным способ узнать намного больше о влиянии внутреннего состояния на поведение.

Когнитивно-поведенческая терапия отлично подходит и для людей, которые нуждаются в быстром лечении, которое не предполагает использования определенных медикаментов. Так, одним из достоинств когнитивно-поведенческой терапии считается то, что клиентам она помогает разрабатывать навыки, способные быть полезными сегодня и потом.

Развитие уверенности в себе

Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

Стоит сразу оговориться, что уверенность в себе появляется из различных качеств: возможность выражать потребности, чувства и мысли, кроме того, воспринимать потребности и чувства других людей, навыка сказать «нет»; кроме того, умения начинать, заканчивать и продолжать разговоры, при этом перед публикой выступать свободно и пр.

Данный тренинг направлен на преодоление возможных социальных страхов, а также трудностей при контактах. Аналогичные воздействия также применяют при гиперактивности и агрессивности, для активизации клиентов, находящихся длительное время на лечении у психиатров, и при умственной отсталости.

Этот тренинг прежде всего преследует две цели: формирование социальных умений и устранение социальных фобий. При этом применяются многие методики, к примеру поведенческие упражнения и ролевые игры, тренинг в ежедневных ситуациях, оперантные техники, обучение на модели, групповая терапия, видеотехники, способы самоконтроля и пр. А значит, при данном тренинге речь в большинстве случаев идет о программе с использованием всевозможных методов в некоторой последовательности.

Также используется поведенческая терапия для детей. Особые формы данного тренинга были созданы для малышей с трудностями в контактах и социальными фобиями. Петерман и Петерман предложили терапевтическую компактную программу, которая вместе с групповым и индивидуальным тренингом включает также консультирование родителей этих детей.

Критика КПТ

Некоторые пациенты в начале лечения сообщают, что, вне зависимости от достаточно простого осознания иррациональности некоторых мыслей, лишь одно осознание процесс избавления от этого не делает лёгким. Необходимо отметить, что поведенческая терапия подразумевает выявление данных моделей мышления, а также она направлена на помощь в избавлении от этих мыслей с применением огромного количества стратегий. Они способны включать ролевые игры, ведение журнала, методы отвлечения и релаксации.

Теперь рассмотрим некоторые упражнения, которые можно выполнить самостоятельно в домашних условиях.

Мышечная прогрессирующая релаксация по Джекобсону

Когнитивная терапия упражнения самостоятельно

Занятие проводится сидя. Голову нужно прислонить к стене, на подлокотники положить руки. Вначале следует вызвать у себя напряжение во всех мышцах последовательно, при этом это должно происходить на вдохе. Внушаем себе чувство тепла. При этом расслабление сопровождается очень быстрым и достаточно резким выдохом.

  1. Мышцы рук. Вытянуть руки вперед, расставить в разные стороны пальцы. Нужно пытаться так дотянуться пальцами до стены.
  2. Кисти. Сжать кулаки максимально сильно. Представьте, что вы из сжимаемой сосульки выдавливаете воду.
  3. Плечи. Попытаться дотянуться до мочек ушей плечами.
  4. Стопы. Пальцами ног дотянуться до середины голени.
  5. Живот. Свой живот сделайте каменным, как будто отражаете удар.
  6. Бедра, голени. Фиксированы пальцы ног, поднимаются пятки.
  7. Средняя 1/3 лица. Сморщить нос, скосить глаза.
  8. Верхняя 1/3 лица. Сморщить лоб, удивленное лицо.
  9. Нижняя 1/3 лица. Губы сложить «хоботком».
  10. Нижняя 1/3 лица. Уголки рта отвести до ушей.

Самоинструкции

Все мы что-либо себе говорим. Мы себе даем указания, приказы, информацию для определенного решения проблем или инструкции. В данном случае человек может начать с вербализации, которая со временем будет частью всего поведенческого репертуара. Людей обучают таким прямым инструкциям. При этом в ряде случаев они становятся «контринструкциями» агрессии, страху, а также остальным нарушениям поведения. При этом самоинструкции с примерными формулами применяются по приведенным ниже этапам.

1. Подготовка к стрессору.

  • «Это сделать легко. Помни о юморе».
  • «Я смогу создать план для того, чтобы с этим справиться».

2. Реагирование на провокации.

  • «Пока я храню спокойствие, я полностью контролирую всю ситуацию».
  • «В этой ситуации мне не поможет беспокойство. Я абсолютно уверен в себе».

3. Отражение опыта.

  • В случае если конфликт неразрешим: «О трудностях забудь. Думать о них — себя только разрушать».
  • Если конфликт разрешен или получилось с ситуацией справиться: «Это было не настолько страшно, как я ожидал».
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector