Эмболизация маточных артерий (ЭМА) – что это, последствия операции, жизнь и беременность после ЭМА

Показания и противопоказания

Операция ЭМА в гинекологии начала применяться уже достаточно давно, но для лечения миомы в России ее применяют около пятнадцати лет. Операция эмболизации маточных артерий при миомах стала настоящим открытием, ведь если выбирать между ЭМА и удалением миомы, то преимущество первого метода очевидно.

Что это — операция ЭМА, и как она проводится, будет описано в соответствующем разделе, но вот показанием к ЭМА является само наличие миомы. Конечно, нельзя всех лечить одинаково — в каждом конкретном случае нужно учитывать индивидуальные особенности каждой пациентки, сопутствующую патологию, клиническую картину заболевания, размер образования, где оно расположено, один узел или много, и какой формы. Также необходимо учитывать возраст женщины, количество беременностей, родов в анамнезе и планирует ли она еще иметь детей.

Противопоказаний к эмболизации маточных артерий при миоме совсем немного. Как при любом вмешательстве, они бывают абсолютными и относительными.

Абсолютные противопоказания к ЭМА:

• нарушения коагуляции крови (врожденные и приобретенные);
  • злокачественные опухоли женских половых органов;
  • предраковые заболевания женских половых органов;
  • гиперергическая реакция на препарат, использующийся при процедуре ЭМА;
  • противопоказания к проведению МРТ (так как это важный метод диагностики)

Относительные противопоказания к эмболизации миомы матки:

• несанированные очаги инфекции женских половых органов;
  • тяжелые сопутствующие заболевания.

Единственным и прогнозированным последствием проведения эмболизации маточных артерий является уменьшение миомы.

Статьи в сети и врачи, рассказывающие о неисправимых последствиях и осложнениях, либо не понимают, о чем говорят, либо заинтересованы в лечении другим методом. Вся загвоздка в том, что операцию эмболизации миомы матки выполняют сосудистые хирурги, а не гинекологи, потому радикальная операция предлагается почти в ста процентах случаев, а об эмболизации рассказывают единицам.

Вероятность осложнений после эмболизации маточных артерий при миоме меньше одного процента. Сюда входит менопауза после ЭМА, что случается далеко не у всех пациенток и, как показывают некоторые наблюдения, может быть связано с совпадением начала естественного климакса. Очень распространенный миф о некрозе матки является ничем иным, как запугиванием пациенток. При эмболизации кровоснабжения лишается только миома, а матка получает питание из других сосудов. Некротизация же в случае использования эмболизирующего вещества со слишком маленьким диаметром частиц и в большем количестве, к сожалению, возможна, поэтому к выбору препарата, врача и клиники надо подойти основательно.   При необходимости консультации по поводу лечения миомы запишитесь на приём и получите ответы на все интересующие вопросы.

Так же часто можно услышать, что это очень болезненная процедура. Так вот — сама операция ЭМА проводится под местным обезболиванием, а болезненные ощущения после, возникающие из-за ишемии миомы, легко купируются стандартными обезболивающими. Несколько дней возможен подъем температуры, но это является физиологической реакцией организма, и уже спустя неделю пациентки возвращаются к обычному режиму жизни.

Что касается кровотечений после эмболизации, которыми пугают гинекологи, то не стоит своё незнание механизма действия процедуры навязывать пациентам (данное явление освещено в разделе «Суть процедуры»).

Нарушения цикла после ЭМА хоть и встречаются практически у каждой женщины, но спустя несколько месяцев цикл нормируется.

И самое часто встречающееся после проведения эмболизации маточных артерий при миоме последствие — гематома в месте введения катетера, что приносит дискомфорт, но быстро проходит.

Что касается возможности беременности после проведения ЭМА, то можно судить по пациенткам с миомой матки в наших клиниках — некоторые из них успешно рожали детей, а случаев бесплодия, причиной которого служила эмболизация, в нашей практике не было.

Изучив статьи, доклады, материалы, мы не нашли информации о случаях бесплодия, вызванных ЭМА. Напротив, в мировой практике большое количество успешных беременностей после процедуры эмболизации маточных артерий. Причиной, по которой не рекомендуют ЭМА нерожавшим девушкам, чаще всего выступает недоскональная изученность вопроса.

Отзывы пациенток об ЭМА в гинекологии не столь многочисленны, поскольку для процедуры проведения необходима достаточно дорогостоящая аппаратура и специалисты высокого уровня, что является барьером для быстрого распространения данного метода лечения.

Обычно пациенткам разрешают вставать через четыре часа после операции, а первый прием пищи — ужин. Уже к вечеру они отмечают удовлетворительное самочувствие, а повышение температуры и боли внизу живота беспокоят обычно не дольше недели и большинство пациенток возвращаются на работу, к обычному образу жизни.

Противопоказаний после эмболизации маточных артерий, как таковых, не существует, но имеются рекомендации после ЭМА:

• ограничение физической нагрузки, занятий спортом, подъема тяжестей на месяц-полтора;
  • в течение первой недели пользоваться только душем, ограничив ванны, сауны, бассейн;
  • барьерные методы контрацепции на протяжении первых двух месяцев;
  • плановые осмотры и УЗИ в сроки, рекомендованные врачом;
  • при возникновении каких-либо симптомов необходимо проконсультироваться у лечащего врача.

Жизнь после эмболизации маточных артерий не имеет жестких ограничений. Хоть эта операция и требует определенных условий, но данный метод лечения разработан, чтобы каждая женщина при столкновении с миомой не боялась с ней бороться, а могла сохранить все функции своего организма. Специалисты клиник лечения миомы помогут найти решение в каждом конкретном случае.

Список литературы

• Spies J. Ovarian Function after Uterine Artery Embolization for Leiomyomata: Assessment with Use of Serum Follicle Stimulating Hormone / J. Spies, A. Roth, S. Gonsalves et al. // JVIR. 2001. – Vol. 12. – P. 437-442.
  • Kobayashi T.K. Cellular changes following uterine artery embolization for the treatment of adenomyosis / T.K. Kobayashi, M. Ueda, T. Nishino et al. // Cytopathology 2001; 12(4): 270-2.
  • Тихомиров A.J1. О методике эмболизации маточных артерий / А.Л. Тихомиров // Медицинская газета. 2004. – №51. – С. 12.
  • Савельева Г.М. Эмболизация маточных артерий у больных с миомой матки / Г.М. Савельева, В.Г Бреусенко, С.А. Капранов и соавт. // Акушерство и гинекология. 2004. – №5.- С. 21-24.
Позвоните и запишитесь на приём:
7 (495) 221-21-47
Проконсультируйтесь по e-mail
Эмболизация маточных артерий (ЭМА) - что это, последствия операции, жизнь и беременность после ЭМА

Суть процедуры и ее проведение

Принцип метода прост — «нет питания — нет жизни». При операции эмболизации миомы матки не нарушается ни менструальная, ни детородная функция, матка сохраняется как орган, питается за счет других сосудов. Другая же ситуация в отношении миомы — она питается исключительно маточными артериями и при их эмболизации альтернатив кровоснабжения не имеет. В последующем хоть и развивается некроз, но только в участке миомы и очень быстро он замещается соединительной тканью.

Конечно, нужно учитывать при операции ЭМА расположение и размер миомы и матки. Если узел находится в толще стенки матки, то после эмболизации он уменьшается в размерах и являет собой просто участок соединительной ткани. Такой исход не требует дальнейшего хирургического лечения, ведь угрозы для беременности, роста «опухоли» или нарушений функции соединительнотканное образование не несет. Лишь в очень маленьком проценте случаев узел все-таки приходится удалять — когда он изначально был громадных размеров, при этом пациентка была осведомлена о многоэтапном ведении еще до начала лечения.

В случае узлов, растущих в полость матки, узлов «на ножке», деформирующих узлов эмболизация маточных артерий приводит к полному устранению узла — на протяжении определенного времени, в виде выделений, размягченный узел полностью покидает полость матки. У некоторых пациенток возникает гипертермия, но это является физиологической нормой. В литературе данный процесс называют «рождением узла».

Проведение процедуры занимает в среднем меньше получаса, а само вмешательство не требует общего наркоза и пациент находится в сознании. Доступ производится через бедренную артерию в заведомо обезболенное анестетиком место. Под рентгенологическим надзором катетер достигает правой маточной артерии и вводится эмболизирующее вещество, затем процедура проделывается с левой маточной артерией. Операция ЭМА является безболезненной, легкий дискомфорт пациенткам приносит чувство теплоты по телу, но это норма для данной процедуры.

Отзывы пациенток об операции ЭМА положительные, ведь всех устраивает быстрота, безболезненность и эффективность процедуры. Восстановительный период короткий, пациентки чувствуют себя хорошо уже на следующий день.